
Российские паралимпийцы отлично выступают на международной арене. Российских конников готовят к паралимпиадам в РОО «Флёна». Но сейчас «Флёна» может лишиться всего: с 2015 года она пытается удержать за собой свою территорию. «Флёна» начала работу в 2008 году, когда у Елены Морозовой, нынешнего руководителя организации и депутата района Люблино, родилась дочка с диагнозом ДЦП.
Один из таких чемпионов — Антон Единак, участник Специальной Олимпиады (Олимпиада, в которой участвуют люди с ментальными нарушениями) в Абу-Даби в 2019 году, где он завоевал одну золотую и две серебряных медали. Антон начинал с простых занятий иппотерапией. На первых соревнованиях его сопровождал тренер, но потом Антон стал управлять лошадью самостоятельно. А после нескольких соревнований он стал схватывать на лету схемы езды, что не всегда удается даже спортсменам-профессионалам. «Сейчас Антон может сесть на любую лошадь и выполнить на ней любой элемент», — говорит мама Антона Анна Единак. Но этому победному взлету предшествовали долгие поиски: она тщательно выбирала конноспортивную школу для сына. «Мы ходили во многие организации, где бы был для ребенка с инвалидностью индивидуальный подход, хорошо обученные лошади и благоприятная психологическая атмосфера, — вспоминает Анна. — Всё это мы нашли только во «Флёне». После долгих лет занятий верховой ездой Антон стал не только более спортивным, но и более социализированным. Во «Флёне» ему дали поддержку и опору. Благодаря многочисленным соревнованиям мой сын научился идти вперед, несмотря на болезнь».

Всех чемпионов «Флёны» тренирует Виктория Михайловна Мартынова. Сложно ли ей работать с такими спортсменами?
Четырнадцатилетняя Ксения Ялунина уже не раз завоевывала медали в соревнованиях по программе Паралимпиады. Во «Флёне» она занимается уже почти пять лет. — За все эти годы у меня ни разу не возникло желания не идти на тренировку, — делится она. — «Флёна» — это то место, куда хочется бежать. Мы с моим тренером состоим не только в профессиональных, но и в дружеских отношениях. Но самое главное — тут тебя ждут, сюда хочется возвращаться снова и снова. И все бы хорошо: дети с проблемами здоровья получают реабилитацию и становятся чемпионами, страна получает медали на Паралимпийских играх и Специальной Олимпиаде.
Но работать «Флёне» не дают. «Флёна» сейчас занята бесконечными судебными разбирательствами с конноспортивной детской школой «Дадмал».
Елена Морозова объясняет: «Нашу школу пытаются выселить в рамках имущественных споров между департаментом имущества и арендатором. Вот уже шесть лет ведутся судебные тяжбы. Дети останутся без реабилитации и верховой езды. За эти годы я так и не поняла, почему мы должны что-то кому-то доказывать?» Я помню, было время, когда «Флёна» и «Дадмал» пытались ужиться рядом. Но все вернулось к вопросу о выселении. А ведь сотрудники «Флёны» делают все, что в их силах, для развития детей. Я проходила много реабилитаций, мне есть с чем сравнить. Слышу много речей о защите людей с ограниченными возможностями. Может, просто помочь одной конкретной школе? Специально не буду приводить аргументы имущественных спорщиков, из-за склок которых страдает «Флёна». Потому что все эти запутанные взаимоотношения, завалы из бумаг, на мой взгляд, детей с особенностями развития и их наставников касаться не должны. Не должны люди, которые пытаются сделать спорт доступным для инвалидов, бегать по судам, вместо того чтобы помогать тем, кому приходится учиться жить.