С января этого года жители поселков Яглово, Воротынск, села Кумовское, деревни Харское и правобережных районов Калуги пытаются остановить строительство завода по переработке портативных батарей, автомобильных и промышленных аккумуляторов. Строительство планируется в рамках федеральной программы «Инфраструктура для обращения с отходами 1 и 2 классов опасности».
Завод планируют построить в 16 километрах от центра Калуги, ближайший жилой дом в Воротынские окажется от него в радиусе километра.
94 калужские семьи, 24 из которых многодетные, недавно получили землю в Яглово — эти участки находятся ближе всех к предприятию. Рядом живет более 10 000 человек. В двух километрах от будущего предприятия — охраняемый ЮНЕСКО национальный парк «Угра» с 20 памятниками природы, эталонным Галкинским смешанным лесом, 79 видами краснокнижных животных.
«Экономически здесь выгодно. А люди?»
Яглово. Три километра от будущего завода. На встречу с корреспондентом «Новой», будто с чиновником, собирается четыре десятка человек. Приехали со всей округи, несмотря на метель. Говорят наперебой.
— Это страшно. Нас просят не беспокоиться, но калий, литий, щелочь от батареек и аккумуляторов окажутся в нашей земле. До первых домов несколько сотен метров, — говорит врач-терапевт Светлана Будяк. — Если отравят воду и землю, то дальше будет отравлено все, что они дают: фрукты, овощи, грибы.
Отходы I и II классов опасности влияют на бронхи, легкие, почки, щитовидную железу, а также на нервную систему в целом. Это ведет к онкологии, мертворождению. У нас вся больница против.
С мнением врача согласны многие местные жители. В Калужской области больше 100 заводов, поэтому тут инженеры и предприниматели — частая профессия. Именно они создали инициативную группу, которая начала «стучаться» в СМИ.
— Здесь нельзя строить такое: у нас излучина рек Угры и Оки, рядом третья река — Высса. Если отходы попадут в грунтовые воды, то будет отравлена сначала Угра, а потом Ока, — говорит инженер Дмитрий Лукашин. — Начнутся проблемы с водой: из-под крана пить мы и так не можем — коричневая течет, а у скважин будет стоять завод. В экономическом смысле, конечно, тут прекрасно: обильный ресурс электропитания (в районе работает подстанция, рассчитанная на 16 предприятий. — В. О.), федеральная трасса, газ, водоемы, водоотведение, железная дорога, старые шахты. Экономически здесь очень выгодно. Но что здесь люди в сотнях метрах живут — это как?
Вещества I и II классов опасности — это то, после чего земля не восстанавливается: после захоронения отходов I класса — вовсе, после II— на восстановление требуется минимум 30 лет. Столько, в соответствии с документацией, и прослужит завод. Инженеры из числа местных жителей говорят, что объем выбросов даже для хорошо изученных сфер промышленности невозможно точно рассчитать заранее. А для предприятия по переработке аккумуляторов и батареек и подавно: экотехнопарк «Северо-Запад» должен стать первым предприятием подобной направленности в России. Его планируют строить по аналогии с немецким заводом Redux, который расположен в Оффенбахе. Правда, мощность немецкого предприятия в два раза меньше, чем у российского: 25 200 тонн в год против 50 000 тонн.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Таблица данных завода просто скопирована с сайта завода Redux с дополнением российских законодательных требований, — говорит руководитель группы по трансферу новых технологий Дмитрий Сизов. — Тот, кто делал это описание, копировал красивые картинки из открытых презентаций, а таблички с параметрами — из разрешающего деятельность завода сертификата. Потом дописал желаемые для российского паспорта технического контроля мощности и добавил все имеющиеся коды по отходам. При этом использовал устаревший генплан, без учета выданных рядом участков под ИЖС и уже существующих скважин. Также не учтена необходимость останавливать оборудование на смену серии батареек (загрузка/выгрузка), на очистку оборудования, на проведение плановых ремонтных работ и на устранение различных неплановых поломок или нештатных ситуаций.
Местные также говорят, что завод будет пересекать зону водоносных скважин. Они обращают внимание, что в выписках из Росреестра участок, отведенный под экотехнопарк, имеет статус «земель населенных пунктов», в то время как предприятие, работающее с отходами Iи IIклассов опасности, должно находиться на «землях спецназначения». Людей волнует и цифра в документации «о наполняемости завода» — 50 тысяч тонн в год. В России за год выбрасывается не более 20 тысяч тонн батареек, а с учетом того, что таких заводов планируется семь по стране, то есть 350 тысяч тонн в год, возникает вопрос, чем именно они будут загружены:
местные подозревают, что в Калужскую область будут свозить не только российские аккумуляторы.
Свою обеспокоенность проектом уже высказала и поселковая дума Воротынска. По словам депутата Сергея Трутнева, письмо подписали семь депутатов из 15. В этот понедельник письмо отправят губернатору. — Подобные опасные производства должны располагаться вдали от населенных пунктов. При аварийных ситуациях их воздействие может превысить параметры санитарно-защитной зоны, — считает заслуженный эколог России Валерий Новиков. — Воздушное загрязнение представляет угрозу для поселка Воротынск ввиду преобладающей западной и юго-западной «розы ветров». Наземному загрязнению может быть подвергнута значительная часть водосборной площади подземного окско-тарусского водоносного горизонта. На Change.org петицию с просьбой остановить строительство завода близ населенных пунктов и перенести его подписали 8397 человек.
Противоречивые планы
Губернатор Калужской области Владислав Шапша в ответе на запрос «Новой газеты» сообщил, что общественные слушания по проекту экотехнопарка «Северо-Запад» еще не проводились, но неформальные обсуждения уже были. — Любой человек мог спокойно, например, зарегистрироваться в двух онлайн-сессиях, задать свои вопросы и получить ответы, — заявил Владислав Шапша. Местные жители в ответ говорят, что не у всех в поселках есть интернет, а в селе Кумовское нет и мобильной связи. Кроме того, по словам жителей, зарегистрироваться на онлайн-конференции с представителями власти было крайне сложно: ссылки оказывались неработающими. Те, кто смог пробиться на встречу, утверждают:
во время трансляции в YouTube в комментариях было задано много неудобных вопросов, которые мгновенно удалялись модератором.
26 февраля глава городского самоуправления Калуги Юрий Моисеев прислал письмо председателю инициативной группы Виктории Валуевой, где объяснялось, что отходы I класса опасности перерабатываться в экотехнопарке не будут, а также что «Росатом» только начал готовить документы к экологической экспертизе.
«Не первый класс»
В самом «Росатоме» «Новую газету» заверили, что ни природа, ни жители Калужской области от работы экотехнопарка не пострадают. «Производственно-технический комплекс будет отвечать всем стандартам производства, — сообщил директор направления по реализации государственных программ в сфере экологии Андрей Лебедев. — Продуктами переработки станут пластик, алюминий, соединения марганца и цинка, литий-содержащие соли и комплексные соединения, железо-никелевый сплав. В процессе переработки отходы I класса опасности образовываться не будут. Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл, что исключит захоронение отходов на объекте».
Выбор места под строительство завода в госкорпорации объяснили «наличием необходимого инженерного обеспечения, в том числе централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также наличием высококвалифицированных кадров». Экологическая экспертиза, по словам представителей госкорпорации, еще не проводилась, т.к. прежде проект завода нужно обсудить с жителями окружающих населенных пунктов. Смогут ли калужане и промышленники договориться?
Василиса Ошарина, для «Новой газеты»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68