ПремьераКультура

Ты опять не выбросил мусор?

Новый экшен-триллер «Никто» уже на наших экранах

Этот материал вышел в номере № 29 от 19 марта 2021
Читать
Три года после нашумевшего фантастического треш-боевика «Хардкор», снятого от лица героя (при помощи экшен-камеры GoPro, закрепленной на голове оператора), молодой режиссер Илья Найшуллер ждал предложения, от которого он не сможет отказаться.
Кадр из фильма «Никто»
Кадр из фильма «Никто»

И оно пришло. Потому что звезда сериалов «Во все тяжкие» и «Звоните Солу» Боб Оденкёрк и продюсеры Келли Маккормик («Форсаж: Хоббс и Шоу», «Взрывная блондинка») и Дэвид Литч («Джон Уик»), заручившись поддержкой Universal, как раз искали режиссера, который вольет молодое вино в старые, но по-прежнему крепкие, мехи боевика. У молодого таланта из России были очевидные козыри: не только «Хардкор», но и вирусное видео, которое Илья снял для своей инди-группы на песню «Bad Motherfucker», набиравшее по миллиону просмотров в день… А еще клипы-фильмы для группы «Ленинград», в том числе «Вояж» с наркотически буйным персонажем Александра Паля… Думаю, «глаз смотрящего», изобретательность (в клипе «Кольщик» события показаны в обратном порядке), зубодробительный неполиткорректный юмор были убедительней тридцатистраничной презентации будущего проекта, которую режиссер привез на решающую встречу.

…Вначале короткая экспозиция. Хатч Мэнселл (Боб Оденкёрк) — непримечательный мужчина средних лет, из тех, кого спрашиваешь в автобусе, не замечая: «Вы выходите?» Нормальная семья, жена, двое детей. Круговорот рутины: пробежка, кофе, скучная контора, семейная постель, разделенная подушкой на две половины. Ежеутренняя мантра жены: «Ты опять не выбросил мусор?» Ощущение, что бежал куда-то, но опоздал. Твоя жизнь, как утренний мусоровоз, уже скрылась за поворотом. Ты опять не выбросил мусор?

Кадр из фильма «Никто»
Кадр из фильма «Никто»

Когда ночью двое суматошных бандитов врываются в его дом, Хатч ведет себя как благоразумный зануда: не решается защищать семью, дабы минимизировать последствия. Позиция цугцванга как способ выживания. Вроде все обходится, если не считать разочарования в глазах сына-подростка, жены и даже полицейского. И все-таки инцидент становится триггером, пробуждающим в тишайшем зануде темную сторону. Оказывается — кто бы сомневался — ему было что скрывать.

Не хочется спойлерить, но подобное кино хорошо не столько оригинальными сюжетными поворотами, сколько бешеным темпом, боевой хореографией, черным юмором.

Сказать по правде, фильм не скрывает отсылок ко многим эмблематичным историям о героях-одиночках, вроде «Крепкого орешка», «Жажды смерти», «Гнева», «Джона Уика».

Но есть ряд важных особенностей, придающих работе нашего соотечественника свежесть.

Прежде всего характер героя. В отличие от персонажей Брюса Уиллиса, Чарлза Бронсона, Сильвестра Сталлоне и Киану Ривза (с «Джоном Уиком» больше всего параллелей, ведь его продюсировали те же люди, да и сценарий написал тот же Дерек Колстад) — тихоня Хатч не просто ушел от дел, он практически переродился в «бухгалтера» (песня «Комбинации» показательно прозвучит в фильме, споет ее антагонист — харизматичный русский бандит Алексея Серебрякова).

Мэнселлу даже кажется, что он переборщил в своем «превращении», и вместе со своей тайной выбросил в мусорный контейнер свою индивидуальность. Что в остатке? Зеро. С этого фильм и начнется. На вопрос следователей: «Так кто вы, мистер Мэнселл?» — он, поглаживая котенка, признается: «Никто».

Этой внутренней изменчивости и противоречивости характера помогает имидж актера и его личная вовлеченность в эту историю. Боб Оденкёрк пережил два подобных вторжения в свой дом и травматичными впечатлениями поделился с автором сценария и режиссером. Для него вся эта история имеет и терапевтическое значение. Кроме того, актер не ассоциируется у зрителей со сверхчеловеком, бойцом. У него в багаже комедийные роли в популярных телешоу и скандальный, подлый и хитроумный адвокат Сол Гудман в оранжевом галстуке («Во все тяжкие»), и его предвестник — мелкий адвокат Джимми Макгилл.

Как положено в боевике, Хатч будет расправляться с бандой отморозков, не демонстрируя способностей сверхчеловека.

Кадр из фильма «Никто»
Кадр из фильма «Никто»

Найшуллер и сценарист Дерек Колстад не просто переизобретают консервативное «папино кино», которое было бы интересно не только пятнадцатилетним, но и взрослым зрителям. Они с видимым удовольствием посылают приветы родственным по духу мрачноватым, подернутым пленкой времени боевикам, вроде корейской «Горечи и сладости» Кима Джи-уна или «Джона Уика».

И если Джон Уик мстит за щенка, то Хатч Мэнселл защищает котенка. Но что еще важнее: он обязан вернуть маленькой дочке украденный бандитами браслетик с котенком. В такие сентиментальные моменты в бухгалтере просыпаются спящая ярость, внутренний зверь или собственный Брюс Уиллис — и велят отправляться наперерез судьбе. Как и Джон Уик, Хатч не спаситель мира, всего-навсего растревоженный пес, сам себя посадивший на цепь и сторожащий покой семьи. Просто не надо приходить к нему в дом с пушкой.

Члены русской банды здесь не походят, как обычно, на злобных матрешек. Хотя мочат их нещадно.

Изначально продюсеры хотели антагонистами Хатча сделать корейскую мафию. Но Найшуллеру проще рассказывать о тех, кого он знает.

Иначе корейцы в фильме будут же несмешными матрешками, как «вани с балалайкой» и «космонавты в ушанках» в голливудских трешах. Алексей Серебряков — хранитель общака русской банды и любитель Ван Гога — роскошный фрик, социопат, любитель караоке и «звездных выступлений»: «Милый мой бухгалтер, Зато родной, зато весь мой». Чего стоит танцевальный проход беспредельщика в серебристом костюме по собственному клубу — к огням сцены. Спасибо, что русские в фильме говорят по-русски без акцента. Правда, говорить Александру Палю, Дарье Чаруше и Сергею Шнуру придется не много — жанр предполагает действие. Зато безбашенный бандит Паля покажется братом-близнецом героя клипа «Вояж», наметившим селфи на Эйфелевой башне. Отдельный подарок киноманам — Кристофер Ллойд в роли престарелого папаши Хатча, ветерана Вьетнамской войны, который вроде бы давно присох к телеку и старым вестернам. Но и он не упустит шанс вновь насладиться запахом пороха.

Кадр из фильма «Никто»
Кадр из фильма «Никто»

Для нуарного триллера авторы использовали все технические ухищрения, включая полет bullet time (только здесь летит и замирает в воздухе не пуля, а пистолет). Качественная цифровая камера Red пытается воссоздать шероховатое, живое, пленочное изображение «с зерном». Рваный монтаж, внезапные джазовые переходы из мелодрамы в боевик, из триллера — в черную комедию и обратно. Добавьте к этому концертный саундтрек с хитами в пространстве от инди-попа до Армстронга с его нетленным «What a Wonderful World».

Резюме. «Никто» — эффектный, стремительный без суеты, зарифмованный с огромным числом фильмов поэтический, ностальгический экшен, снятый не без некоторого пижонства. Про то, что не стоит прогибаться под изменчивый мир насилия. Пусть лучше он прогнется под нас.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow