КомментарийКультура

Не только «Наутилус»

Главные песни Свердловского рок-клуба, которому 15 марта исполняется 35 лет. Выбор Александра Коротича

Свердловскому рок-клубу — 35, но на самом деле все началось еще раньше. 40 лет назад, 6 июня 1981 года состоялся первый на Урале рок-фестиваль на приз Свердловского архитектурного института. До этого дня нам казалось, что мы обречены на бесконечные комсомольские ВИА с беззубыми песенками, но выяснилось, что рядом с нами уже созрела самобытная и яркая рок-культура. Фаворитами фестиваля были виртуозный «Перекресток» Саши Костарева и «Змей Горыныч Бэнд». Но, к моему удивлению, большинство голосов набрали никому тогда не известные «Р-Клуб», «Трек» и «Урфин Джюс». В зале находился Слава Бутусов, у которого в этот день окончательно укрепились собственные музыкальные амбиции. Потом, на уровне обкома ВЛКСМ, будет принято решение о том, что «никакого фестиваля не проводилось», будут разборки и выговоры. Но это потом… А в тот день мы прошли точку невозврата. В тот день и началась история уральского рока.
Свердловский рок-клуб. Фото: Википедия
Свердловский рок-клуб. Фото: Википедия
Об авторе
Александр Коротич (1960 г.р.) — художник, дизайнер. Создал обложки альбомов для групп «Наутилус Помпилиус», Чайф, Настя, Deadушки, Глеба Самойлова и десятков других артистов. Автор книги «С роком 40 лет».

1. «Урфин Джюс». «15», 1982 г.

Уникальный двойной магнитоальбом самобытного уральского арт-рока. Эпичный формат «двойника», неподъемный для остальных групп того времени. И странные стихи Кормильцева, которые легли на непростую музыку Александра Пантыкина, исповедовавшего лучшие образцы поздней русской классики от Стравинского до Шнитке. Все это создало небывалую сюрреалистическую атмосферу альбома.

2. «Трек». «II», 1982 г.

Один коллекционер поинтересовался у меня: в каком стиле играет группа «Трек»? Я не нашелся, что ответить, так как не знаю аналогов подобной музыке ни у нас, ни за рубежом. Единственное подходящее описание, которое приходит на ум, я заимствовал из архитектуры: «уральский конструктивизм».

3. «Наутилус Помпилиус». «Чужая земля», 1992 г.

Первый по-настоящему взрослый альбом «Нау». И моя первая виниловая обложка.

4. «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели». «Щелкунчик», 1992 г.

Сольный проект саксофониста «Наутилуса» Алексея Могилевского. Феерическая музыкальная и поэтическая фантазия, помноженная на виртуозное владение клавишами, гитарой, саксофоном… Неспроста Лёшу пытались заполучить все значимые уральские группы 1980-х.

5. Настя. «Танец на цыпочках», 1994 г.

Альбом получил название от единственной собственной песни Насти Полевой в трек-листе, остальные — подарки самых известных фигур отечественного рок-иконостаса. Настя обладает редким талантом исполнять чужие песни, как свои, а часто и лучше авторов.

6. Группа Егора Белкина. «Около радио», 1985 г.

Результат сотрудничества Егора Белкина (гитариста «Урфина Джюса» и «Наутилуса») с поэтом Ильёй Кормильцевым. Альбом наполнен мелодичными песнями и крепким мейнстримовым драйвом.

7. «Чайф». «Время не ждет», 2000 г.

Грустная песнь повзрослевших старшеклассников из моей родной школы № 36 города Свердловска. Когда слушаю эти песни на концерте, ловлю себя на мысли, что я единственный в зале знаю, о чем именно поют Шахрин и Бегунов.

8. «Агата Кристи». «Коварство и любовь», 1989 г.

Искрометный глэм-арт в обрамлении великолепных мелодий, на который меня подсадил в свое время кинорежиссер Лёша Балабанов.

9. «Апрельский марш». «Сержант Бертран», 1994 г.

Прекрасное музыкальное пособие для будущих психотерапевтов и невропатологов.

10. «Водопад им. Вахтанга Кикабидзе». «Первый Всесоюзный панк-съезд, или Берегите цинк!», 1987 г.

Театрализованный деревенский панк, положенный на незамысловатую с первого взгляда, но суперпрофессиональную музыку. Ну и это просто очень смешно!

Александр Коротич

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow