Простой уличный разговор — без лозунгов, транспарантов и знамен — закончился для протоиерея Андрея Винарского из Хабаровска 20 сутками административного ареста. 10 марта Центральный суд Хабаровска осудил его по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ — за «повторное нарушение правил участия в публичных акциях». Самого 53-летнего протоиерея суд слушать не стал — как принято в РФ, решение повторяет полицейский протокол. А полицейские квалифицировали — в меру своего «внутреннего убеждения», — что простой разговор был именно публичной акцией. Потому как тема разговора батюшки и мирян полицейским очень не понравилась.
«Событие правонарушения» состоялось еще 18 января — на следующий день после возвращения в Россию Алексея Навального и его незаконного задержания при пересечении границы. Разумеется, хабаровчане, отличающиеся по известной причине повышенной социальной ответственностью, это и обсуждали. По такому случаю оперативно составили протокол, но задержали о. Андрея лишь 9 марта. 11 марта, уже в камере, он объявил голодовку в знак протеста против своего незаконного преследования и глумления над правом, которое накануне ему пришлось наблюдать в Центральном суде.
Протоиерей Андрей Винарский — отнюдь не маргинал и не диссидент, это один из самых образованных и уважаемых клириков РПЦ на Дальнем Востоке. Его никогда не запрещали в служении и не предавали церковному суду — напротив, почти всю историю молодой Биробиджанской епархии о. Андрей возглавлял ее епархиальный суд, был членом епархиального совета. В сан диакона рукоположен в 1999 году, на последнем курсе Хабаровской семинарии, а через год стал священником. До этого получил светское образование в Дальневосточной академии госслужбы, много преподавал. С 2001 года возглавляет Свято-Никольский храм поселка Николаевка в предместье Хабаровска, а недавно получил еще и второй приход на территории Еврейской АО — в селе Ключевое. Ведет блоги: сейчас в основном в инстаграме, а раньше на сайте «ВКонтакте» — с едва заметным политическим налетом вполне «системного» свойства (речи Грудинина, статьи Глазьева).
Перелом наступил минувшим летом, когда о. Андрей — единственный в Хабаровской и Биробиджанской епархиях — не смог нравственно переварить арест Сергея Фургала.
По сути, протоиерея привела на шествие в поддержку Фургала его дочь, которая убеждена, что арестованный губернатор не совершал вменяемого ему преступления. С 14 июля о. Андрей ходил на шествия в центре Хабаровска регулярно, объясняя это тем, что христианин не может не заступиться за несправедливо наказанного человека. Он еще называл это «долгом печалования», о котором написано в Уставе РПЦ. Правда, рясу и крест принципиально не надевал — чтобы не подумали, будто он заявляет позицию «от имени церкви». Судя по видео, размещенным в YouTube, о. Андрей — человек абсолютно уравновешенный и интеллигентный, ни к какому радикализму не способный. Его дважды штрафовали за поддержку Фургала (в общей сложности на 150 тыс. руб.), но протоиерей настаивал, что на него тоже распространяется 31-я статья Конституции (о свободе собраний).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Уже 11 марта, на второй день его ареста, последовало «дистанцирование» от протоиерея Винарского из Московской патриархии, которая охотно «своих сдает», если появляется хотя бы слабый намек на «шероховатости» между ними и властью. Зампред синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил госагентству, что о. Андрей втянулся в «политическую борьбу» и «подрывал общественные позиции церкви».
Как мы помним по делу екатеринбургского схиигумена Сергия (Романова), отречение патриархии от своих клириков (в форме лишения сана и отлучения от церкви) включает зеленый свет для репрессий по отношению к ним со стороны правоохранительных органов. О. Андрей пока не в СИЗО, но он признался в одном интервью, что ощущает 99-процентную вероятность возбуждения против него уголовного дела по «дадинской» статье 212.1 УК РФ. 100-процентной эта вероятность станет, когда РПЦ окончательно изгонит протоиерея из своих рядов. Кипшидзе верен традициям своей организации: еще ее основатель митрополит Сергий (Страгородский) говорил в интервью 1930 года о тех, кого теперь православные почитают святыми мучениками: «Репрессии применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а… за разные противоправительственные деяния».
«Дистанцирование» патриархии «отлилось в граните» указом архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема, в тот же день, 11 марта, снявшего о. Андрея Винарского со всех должностей.
«Жизнь закончилась, начинается житие», — сказал в подобном случае один церковный деятель ХХ века. Кстати, другой опальный клирик РПЦ, уже находящийся на грани лишения сана, протодиакон Андрей Кураев нашел агиографические параллели с ситуацией о. Андрея Винарского. Он сравнил своего тезку со святителем Николаем Чудотворцем, который однажды явился к месту казни некоего византийского военачальника и остановил меч, уже занесенный над головой осужденного самим императором. «С точки зрения Кипшидзе, — рассуждает Кураев, — это тоже, наверное, вмешательство в политику. Но с точки зрения церковной это не политика, а этика». Ссылка Кипшидзе на «Социальную концепцию» РПЦ несостоятельна потому, что этот документ запрещает священникам становиться депутатами и агитировать во время избирательных кампаний (кстати, посмотрим, как они в очередной раз соблюдут этот запрет на парламентских выборах 2021 года). О. Андрей Винарский вообще не заявляет какой-либо политической позиции, его подход — чисто правозащитный, а это и переводится на церковнославянский как «печалование». Но это, увы, никак не переводится на язык современной Московской патриархии.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68