Силовики обстреливают протестующих в центре Асунсьона резиновыми пулями и заливают слезоточивым газом. Участники акций в ответ ломают полицейские заграждения, поджигают предметы инфраструктуры и кидают в полицию камни.
На улицах Парагвая пострадали около 20 человек. 33-летний Алехандро Флорентино скончался от ножевого ранения в область сердца, медики пытались его реанимировать, но безуспешно. При этом Флорентино могли ранить и не в ходе столкновений с силовиками: комиссар Жилберто Флейтас заявляет, что в убийстве мужчины подозревают 14-летнего подростка.
«Он полностью опознан свидетелем», — сказал правоохранитель, добавив, что подросток забрал некоторые предметы убитого, так что это квалифицируется как разбой.
На фоне демонстраций в отставку уже ушел министр здравоохранения Хулио Маццолени. «Мы вместе договорились о том, что я уйду с поста министра здравоохранения, чтобы действительно вернулся мир, необходимый для решения проблем», — сказал Маццолени. Однако и это не помогло: через несколько часов после отставки министра тысячи людей вышли на улицы столицы, чтобы призвать к отставке президента Бенитеса.
В ответ президент уволили еще троих чиновников, но не ушел сам.
Постов лишились:
- министр образования Эдуардо Петта,
- министр по делам женщин Нильда Ромеро,
- руководитель аппарата президента Хуана Эрнесто Вильямайор.
Авторы The New York Times считают, что президент Парагвая пользуется достаточной поддержкой в Конгрессе, чтобы избежать импичмента. При этом протестующие по всей стране открыто говорят, что готовы оставаться на улицах, пока президент и все члены правительства не покинут кресла.
«Я должен управлять в беспрецедентном контексте, где ни у кого нет уникальных рецептов. Мы все можем совершать ошибки, но мы собираемся исправлять их активнее», — говорит Бенитес.
Протестующие и парламентская оппозиции заявляют, что ситуация в стране усугубилась повсеместной коррупцией на всех уровнях. «Парагвайцы уже заплатили за лекарства и вакцины, которых здесь нет», — сказал депутат Эфраин Алегри, руководитель главной оппозиционной Либеральной партии.
Ситуация с коронавирусом в Парагвае действительно в последнее время складывается плохо: за все время на территории страны выявлено более 168 тысяч случаев заражения, более 3,3 тысячи человек умерли от инфекции, а выздоровели более 140 тысяч пациентов. Таким образом, коронавирусом в Парагвае переболели около 2,5% населения. Число заражений в Парагвае существенно ниже, чем, например, в соседних Бразилии, Аргентине и Боливии (более 11 млн заболевших, свыше 2,1 млн и более 254 тысяч заразившихся соответственно), но именно в этой стране ситуация с коронавирусом побудила людей выйти на улицы.

Плачевно положение страны и в плане вакцинации: в середине февраля в Парагвай доставили только 4 тысячи доз российской вакцины «Спутник V». Государство ожидает прибытия 4 миллионов доз вакцин по системе COVAX Всемирной организации здравоохранения для бедных стран, однако четко установленной даты пока нет. Также Парагвай рассчитывает на новые дозы «Спутника V»: в общей сложности страна планирует получить миллион доз российского препарата.
Еще в первую волну пандемии Парагвай был одной из немногих стран Южной Америки, добившихся огромных успехов в борьбе с распространением коронавируса. Одной из причин этого стал быстрый ответ: в начале февраля 2020 года, когда в стране еще не было зарегистрировано ни одного случая COVID-19, власти приостановили выдачу виз всем гражданам КНР, а также иностранцам, побывавшим в материковом Китае. Еще одна причина — местоположение страны: Парагвай не имеет выхода к морю, а большие площади его территории покрыты джунглями или саванной. Около 7 млн парагвайцев живут на территории, в три раза превышающей площадь близлежащего Уругвая (правда, население там меньше в два раза — примерно 3,5 млн человек). Парагвай перенес первую волну пандемии сравнительно легко еще и потому, что власти страны довольно быстро закрыли границы — уже 24 марта прошлого года сообщение с Аргентиной, Боливией и Бразилией было частично приостановлено.
В 2021 году число новых случаев заражений стало резко расти. Почти все койки в отделениях интенсивной терапии по стране заняты, а правительство тем временем признает нехватку жизненно важных лекарств и коллапс всей системы здравоохранения. И задержки в поставках вакцин здесь — лишь один из триггеров.
