СюжетыОбщество

Дорогая Елена Светлановна

В Бишкеке судят активистку, которая дала детям матчество вместо отчества. В соцсетях начался флешмоб в ее поддержку

Алтын Капалова. Фото из соцсетей
Алтын Капалова. Фото из соцсетей

Несмотря на то что в России уже давно время от времени вспыхивают локальные истории людей, которые дали своим детям или взяли себе матчество вместо отчества, назвать это явление тенденцией и оценить, насколько оно вызывает резонанс в стране, пока еще очень сложно.

Тем временем в Кыргызстане Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния при Государственной регистрационной службе (ГРС) подал в суд на писательницу Алтын Капалову, которая сменила своим детям фамилии и дала матчество (оно же матроним).

Алтыновна/Алтынович

В Свердловском районном суде Бишкека 25 февраля должны были рассмотреть дело Капаловой, однако судебное заседание сначала перенесли на 4 марта, а затем перенесли еще раз — на 17 марта.

Писательница рассказала «Новой газете», за что ее судят и почему она решила пойти против традиций и дать своим детям матчество — Алтынович/Алтыновна.

— Я решила, что у детей вместо отчества должно быть матчество, потому что у них нет отца. Реальность тысяч и тысяч женщин в моей стране: по документам отец есть, а фактически в жизни ребенка его нет.

Я советовалась с детьми. Они такие: «О, мам! Круть! Давай!»

Они же не жертвы патриархальных традиций и привычек. Поэтому отнеслись к этому легко, радостно и просто.

Это формальности, которые требует соблюдать наше государство, но в таком случае они должны быть доступны как мужчинам, так и женщинам. А на данном этапе это чистейшей воды дискриминация. Где равные права, гарантированные мне Конституцией Кыргызской Республики? Где действия со стороны государства для достижения целей Конвенциио ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин? Они так и будут оставаться пустыми документами, подписанные мужчинами в барочных кабинетах?

«Государство подало на меня в суд за то, что я дала детям матчество. Дорогое государство, у тебя что, других дел не осталось?» — написала Капалова в фейсбуке. Она рассказала, что инициатор обвинения — Департамент регистрации населения.

— Они хотят аннулировать записи. У меня есть адвокатка, подключились правозащитницы и активистки. Это не про то, что для меня принципиально, чтобы мое имя было в документах моих детей. Это о правах женщин в моей стране. Почему когда у ребенка есть мама, которая заботится о нем и растит его, она должна давать имя чужого для ребенка человека или родственника только потому, что так хочет патриархальное общество? И дело даже не в матерях, которые воспитывают детей одни. Даже когда есть оба родителя, у них должны быть равные права.

Помимо этого, 37-летняя активистка заявила, что власти Кыргызстана преследуют ее за правозащитную деятельность. Алтын Капалова участвует в мирных маршах и активно выступает за права женщин. Она также курировала выставку феминистского искусства «Феминнале», которая проходила в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств.

По словам Капаловой, директора музея уволили под давлением правых групп. Она назвала это «показательной поркой».

«Выставка была цензурирована. Началась кибер-травля всей команды «Феминнале» и, в частности, меня», — добавила Алтын.

«Избита сотрудниками милиции»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

8 марта 2020 года активистку задержали во время марша женской солидарности. После этого она опубликовала пост, в котором рассказала о полученных во время задержания травмах. Капалова также показала справку из травмпункта, на которой в качестве обстоятельства получения травмы записано: «Избита сотрудниками милиции».

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

— У меня не было сил подать в суд на сотрудников милиции. Мои справки так и остались лежать в моем ящике. Очень сложно искать справедливости в государстве, где судебная система коррумпирована, где судьи исполняют приказы властей. Где нет даже намека на социальную справедливость. Сейчас у меня нет выбора, потому что государство решило со мной судиться,— прокомментировала Капалова «Новой».

История активистки нашла отклик среди пользователей соцсетей — люди начали выкладывать под хештегом#поддержиалтын фотографии со своими мамами, меняя отчество на матчество. В частности, посты в поддержку Алтын опубликовали координатор Amnesty International Стася Денисова, актриса Юлия Ауг и автор «Новой» Анна Артемьева.

Анастасия Ириновна
— Мне кажется, что это история не только про Алтын. Мое отчество по отцу, который меня не растил и к моему воспитанию не имеет никакого отношения, до сих пор мне кажется каким-то чужеродным, и я подумала, что если бы у моей мамы был выбор, какое отчество дать, может быть, она задумалась бы над этим, а мне было бы более приятно собственное имя и отчество. Я не выступаю против отчеств. Мне кажется, важно, чтобы выбор был у родителей либо между отчеством и матчеством, либо просто выбор, какое второе имя дать ребенку. В некоторых странах, я знаю, осознанно выбирают второе имя по бабушкам, дедушкам, селебрити, мамам, папам, там широкий выбор… Некоторые, как и Илон Маск, вообще какими-то чудными именами называют детей. Меня потрясло, что государственные органы Кыргызстана сочли достойным своей реакции и такой бурной деятельности пост Алтын в фейсбуке, где она писала, что получила документы с матчеством для своих детей. Неужели государственным органам нечем больше заняться во всей стране?
Изображение
Юлия Геневна
— Мне кажется, что вводить уголовную ответственность за то, что женщина дала детям матчество — это бред, дискриминация, унижение, поражение в правах. В первую очередь это оскорбление. Особенно если знать все обстоятельства, после которых она это сделала. Если знать, что, к величайшему сожалению, отец этих детей вообще не принимал никакого участия в их воспитании. Каждый волен делать то, что он хочет. Мне очень повезло в жизни, у меня был замечательный папа. Он был настоящим моим другом и невероятно талантливым человеком. И я действительно горжусь тем, что ношу его имя. Но у меня не менее крутая мама, и если бы, допустим, я могла бы какое-то время носить отчество, а какое-то время — матчество, это было бы здорово, мне бы это очень нравилось. Но я просто знаю подавляющее большинство отцов, которые или не участвуют вообще в воспитании и жизни своих детей, или участвуют в этом косвенно. Например, у моего мужа был отец, которого он вообще никогда в жизни не видел. И он все время, кстати, об этом говорил. Он говорил: «Я не понимаю, почему я ношу в своем имени часть его имени? Я не понимаю, потому что, будучи уже взрослым человеком, я его нашел и хотел с ним встретиться, а отец просто не пришел, испугался. Ну почему я должен носить (его имя. — **Ред.**)? Я не понимаю, мне странно».
Изображение

В России, в отличие от Бишкека, особый интерес к людям, которые хотят записать в свидетельство о рождении матчество вместо отчества, проявляют только локальные СМИ и пользователи соцсетей. Москвичка Юлия Данилова дала дочери матроним еще девять лет назад. Причем, по ее словам, в регистратуре загса никто ничего не спрашивал. Она предполагает, что это из-за того, что у ее имени существует мужская версия — Юлий. «Сложнее было бы, будь я Еленой», — говорит она.

Юлия Данилова — мама Искры Юльевны
— В обсуждении в «ЖЖ» я пошутила, что могу дать дочери любое отчество, хоть Луис-Альбертовна, а кто-то в ответ написал: а почему не Юльевна? И я подумала: действительно, почему не Юльевна? Я не изучала вопрос, не искала людей, которые сделали так же, и не советовалась с родственниками. У родственников это в принципе не вызвало никаких вопросов. Мне в голову не приходило тогда, что с этим могут быть какие-то проблемы. В конце концов, с именами детей родители и не так чудят. Это вопрос внутрисемейный, а не государственный. Только вопрос времени, когда матчество станет такой же нормой, как и отчество. Если не упразднят и то и другое. Феминитивы звучат странно, но вопросов вызывают все меньше — так что, возможно, и с матчествами будет так же.

Жительница Екатеринбурга Алла Чикинда также отметила, что в загсе никто не удивился ее решению. Причем она не записывала матчество ребенку, а меняла свое отчество на матроним. Она отметила, что тогда, в октябре 2020 года, ей без лишних вопросов выдали новые документы.

Алла Ириновна
— Я все чаще стала задумываться о том, чтобы поменять отчество на матчество, когда стала видеть в новостях информацию о том, что люди это делают и что это возможно. Я спросила у мамы, не против ли она, посоветовалась с юристами, изучила законодательство и поняла, что в нашей стране в графу «отчество» можно вписать вообще любое слово, лишь бы его окончание соответствовало нормам русского языка. Когда я пришла в загс, меня никто ни о чем не спрашивал и не требовал никаких справок, подтверждений и документов. Я написала заявление, через месяц мне выдали новое свидетельство о рождении, а потом я пошла менять паспорт в связи со сменой отчества. Ни в одной инстанции не было никаких сложностей. Это, конечно, ужасная и абсурдная ситуация (с Капаловой. — **Ред.**). Выглядит очень абсурдно, что государство сначала разрешает, а потом понимает свою ошибку, видимо, и отменяет (решение. — **Ред.**).

Мама почти двухлетней Лизы Мария Чернобровкина решила дать матроним ребенку после того, как узнала, что растить и воспитывать его будет одна.

Мария Чернобровкина — мама Елизаветы Марьевны
— Про матчество я думала очень давно. В моей жизни отец был редким гостем, и я чувствовала несправедливость, что ношу имя того, кто вложил в меня чуть больше, чем ничего. Это как минимум неприятно — каждый день носить и слышать имя человека, которого ты почти не знаешь и для которого ты не очень важный человек. Поэтому я думала о том, что если вдруг попаду в похожую ситуацию, то от мужчины не буду просить чего-либо, пусть идет своей дорогой, а я дам ребенку свое имя и фамилию и буду прилагать силы, чтобы он не чувствовал себя обделенным. При регистрации прошло мужское имя Марий. Но если бы мне отказали, то в графе «отчество» я бы поставила прочерк и через суд отстаивала бы право дать ребенку свое имя. К счастью, этого не случилось. Но во мне кипит злость, что женщину (Капалову. — **Ред.**) судят за то, что она одна воспитывает, поднимает и обеспечивает троих детей и захотела дать им свои имя и фамилию. Очень надеюсь, что она выиграет суд. Более того, это станет хорошим прецедентом и сигналом для других людей не бояться матронимов.

«Мы признаем, что допустили ошибку, когда выдали документы»

В ГРС объяснили изданию «Апрель», что матчество в Кыргызской Республике незаконно.

«Есть статья 30 Закона об актах гражданского состояния, которая так и звучит: перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца или матери. В случае с Алтын Капаловой там она дала детям свое имя. Мы признаем, что допустили ошибку, когда выдали ее детям новые документы», — сказала заместитель директора департамента регистрации населения и актов гражданского состояния Галлия Аманова.

Кроме того, как пишет издание, с сотрудника, выдавшего детям Капаловой новые документы, будут взысканы госпошлины за судебное производство по этому делу.

В России статья 58 Семейного кодекса предполагает, что ребенку дают отчество по имени отца, если иное не предусмотрено национальными обычаями или законами субъектов РФ. При этом, согласностатье 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», человек, достигший возраста 14 лет, может поменять свои имя, фамилию и отчество.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow