КомментарийПолитика

Кандидата в президенты — сразу в Верховный

В Минске начался суд над Виктором Бабарико

Кандидата в президенты — сразу в Верховный
Фото: tut.by
Суд над кандидатом в президенты и бывшим главой Белгазпромбанка Виктором Бабарико только начался, а генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед уже прокомментировал: «Собран огромный массив убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что это абсолютно коррупционное дело — чистой воды уголовщина, ни больше ни меньше». В это самое время Бабарико еще только садился на скамейку в клетке зала судебных заседаний.

Предварительное судебное заседание по делу Бабарико прошло еще 4 февраля, но его самого доставили в суд только 17 февраля. В предварительном заседании участвовали только те, кто заключил досудебное соглашение: шестеро из восьми обвиняемых.

Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед. Фото: Максим Гучек / БелТА / ТАСС
Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед. Фото: Максим Гучек / БелТА / ТАСС

Досудебное соглашение в Беларуси применяется только к групповым преступлениям и имеет особенность: человек, желающий заключить такое соглашение, должен рассказать следствию не о себе и своем участии в расследуемом деле, а о других. Виктор Бабарико от такого соглашения отказался. Шестеро его коллег и партнеров согласились: исполняющий обязанности председателя правления банка Кирилл Бадей, заместители председателя правления Сергей Добролет, Сергей Шабан, Дмитрий Кузьмич, Александр Ильясюк и учредитель компании «Активлизинг» Виктор Кобяк. Кобяк обвиняется в даче взятки в особо крупном размере, остальные — в ее получении, а Виктор Бабарико — в получении взятки и отмывании средств, полученных преступным путем.

Еще один обвиняемый, который не подписал досудебное соглашение, — бывший первый зампред правления Белгазпромбанка Алексей Задойко. Дело рассматривает Верховный суд. Вообще, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Беларуси, Верховный суд рассматривает дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства. Но в той же статье УПК сказано, что он может по собственной инициативе принять к рассмотрению любое уголовное дело.

Во время предварительного заседания по уголовному делу в отношении топ-менеджеров Белгазпромбанка в Верховном суде в Минске, 4 февраля. Фото: РИА Новости
Во время предварительного заседания по уголовному делу в отношении топ-менеджеров Белгазпромбанка в Верховном суде в Минске, 4 февраля. Фото: РИА Новости

В случае с Бабарико, скорее всего, дело к рассмотрению принято даже не по собственной инициативе, а по звонку. Впрочем, нет никакой разницы в названии суда и подсудности дела, когда речь идет об обвинении кандидата в президенты, собравшего почти полмиллиона подписей за свое выдвижение.

На предварительном заседании ничего, кроме отчета прокурора перед судьей по поводу выполнения обвиняемыми обязательств досудебного соглашения, не прозвучало. Они все выполнили. Подсудимые подтвердили, что пошли на соглашение добровольно и без давления. Собственно, само предварительное заседание было формальностью. Тем не менее здание суда Московского района Минска — именно там дело рассматривает Верховный суд — с утра было оцеплено, а все заседания отменены. Притом что заранее было известно: Бабарико в тот день не привезут. В четверг, 17 февраля, все повторилось: оцепленное здание, отмена других заседаний, отказ журналистам независимых медиа в аккредитации.

Де-юре суд над Бабарико — открытый, и аккредитация вообще не нужна. Но ее наличие — это гарантия того, что журналиста пустят в зал суда.

Как и следовало ожидать, аккредитовали представителей государственных медиа и некоторые российские информационные агентства. Кроме них в зал допустили родственников обвиняемых, а на свободные места рассадили крепких парней в штатском. Независимые журналисты, друзья Бабарико, представители его избирательного штаба в зал судебных заседаний не попали. Поддержать его пришли сотни минчан, которые в зал заседаний и не собирались. Они просто стояли возле здания: привыкли за последние полгода выражать собственную позицию именно там, на улице.

Люди у здания суда. Фото: TUT.BY
Люди у здания суда. Фото: TUT.BY

Известно, что в первый день защита заявляла ходатайства — об изменении меры пресечения, об отводе судьи, о допуске представителей независимой прессы, о снятии ареста с имущества дочери Бабарико. Разумеется, в удовлетворении всех ходатайств защиты судья Игорь Любовицкий отказал. Кстати, отвод был заявлен вовсе не из политических соображений: жена судьи Александра Любовицкая является партнером адвокатского бюро «Агеев и партнеры». А работающий в этом бюро адвокат Максим Агеев на процессе защищает Виктора Кобяка.

Таким образом, часть гонорара адвокату, идущая на вознаграждение партнерам агентства, пополняет семейный бюджет судьи Любовицкого.

Впрочем, это даже хорошо, что отвод судьи не состоялся: одного этого факта будет достаточно для отмены приговора и пересмотра дела. Правда, для этого белорусам придется еще немало времени провести на улицах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow