СюжетыСпорт

«Владимир Владимирович, что еще я должна выиграть?»

История Римы Баталовой, которую паралимпийские победы привели в Госдуму

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2021
Читать
«Владимир Владимирович, что еще я должна выиграть?»
Фото: Арден Аркман / специально для «Новой»
Истории побед паралимпийцев — всегда про борьбу и преодоление, про движение через «нельзя» и «не могу». О спортивной истории многократной паралимпийской чемпионки Римы Баталовой уже написана книга. В очередь просятся и мемуары о жизни после спорта — в статусе депутата Государственной думы. «Иногда рассказываю про себя и удивляюсь — неужели я все это выдержала?» Баталова не пытается быть скромной, ей это ни к чему. Наверное, такой она родилась. Отличница и активистка — в школе, заводила в компании мальчишек — в деревне, помощница — дома. Но счастливое детство закончилось внезапно — рядовая прививка вызвала осложнения, начала опухать нога. В городе Октябрьский врачи спешно провели операцию, но от дальнейших осложнений гарантий не давали.
[Фонбет](https://www.fonbet.ru/pages/blago/) — партнер совместного проекта «Новой газеты» и Паралимпийского комитета России

— Вообще изначально стоял вопрос об ампутации… а потом эти ноги так побежали! Но подвело зрение — вернувшись домой, я стала понимать, что плохо вижу. И опять: больницы, операция, которая спасла какие-то остатки зрения, терапия… так и детство прошло. И после этого я попала в школу-интернат № 28 для слабовидящих и слепых детей города Уфы. Было очень тяжело. В деревне я росла свободной, подвижной, активной. А интернат был закрытого типа, резвиться особо было не принято. Да и справки у всех, в том числе и у меня, были с освобождением от физкультуры. Но стоять на месте я не могла.

Как-то, по привычке выбегая из класса на перемену, Баталова влетела в высокого мужчину. Он, схватив ее за плечи, произнес пророческие слова: «Эта девочка будет у меня чемпионкой!». Это был Петр Буйлов. Он пришел на предприятие общества слепых как тренер — собирать команду рабочих к соревнованиям. Заодно заглянул и в расположенную рядом школу-интернат. С того момента тренер упорно вел Риму к пьедесталу.

— Условий для тренировок вообще не было, — вспоминает Баталова. — Мы тренировались на улице, в лесу, там даже круг 800-метровый нами протоптан был. А стадионы… В Уфе, во-первых, он был один — «Нефтяник». И почти всегда занят, с покрытием из черных резиновых квадратиков. А я бегала всегда в белых носочках, в белой футболочке, которые после дождя покрывались черными несмываемыми пятнами.

Фото: Арден Аркман / специально для «Новой»
Фото: Арден Аркман / специально для «Новой»

На своем первом серьезном соревновании — чемпионате Урала — Баталова отказывалась надевать выданную спортивную форму — майку и трусы — «стыдно было в таком виде на людях показаться». Вместо сборов на чемпионат России она уехала на каникулы в деревню. Вернули. А на первом для спортсменки чемпионате Советского Союза она уже стала серебряной призеркой.

— Запомнила на всю жизнь — октябрь 1979 года, Ташкент. Все три дистанции — 100, 200, 400 я проиграла. Я пришла второй, хотя, казалось бы, для молодой девочки, впервые попавшей на соревнования такого высокого уровня, это большой успех. А для меня это был такой удар! Я так ревела, я так орала, я вышла со стадиона и не могла успокоиться. Опять же мой тренер подошел и сказал: «Чтобы выиграть, нужно тренироваться.

С тех пор я не пропустила ни одной тренировки и ни разу не проиграла.

Самой тяжелой оказалась дорога к Паралимпийским играм. Баталова, вместе с другими спортсменами готовилась поехать на первую для страны Паралимпиаду еще в 1984 году. Но Советский Союз принял решение бойкотировать игры в Лос-Анджелесе. Через год, готовясь к Играм в Сеуле, Баталова неудачно падает и получает компрессионный перелом позвоночника. Вердикт врачей неутешителен: если встанешь, уже будет хорошо, о беге забудь.

— Чтобы выжить, я в первую очередь вернулась из больницы домой. На телевизор перед кроватью я поставила шиповки, которые незадолго до этого купила. А они такие красивые, желтые, с красной полоской. И каждый день говорила: я их все равно надену, я все равно буду бежать. И старалась двигаться — и в голове, и душой, и телом. Для этого я заставила мужа разрезать гипс на спине, сделать шнуровку, чтобы на время его снимать и немного постоять у стенки. Когда муж уходил на работу, я делала упражнения, чистила картошку, хоть чем-то, но занималась. И через полгода врач глазам своим не поверил, был уверен, что аппаратура сломана.

Тогда, в 1988-м, Баталова завоевала две золотых медали Паралимпийских игр на дистанциях 400 и 800 метров и бронзу на 100-метровке. Из Барселоны четыре года спустя привезла пять медалей, из Атланты — еще четыре, три — из Сиднея. А между ними — несчетное число побед на чемпионатах мира, Европы и России.

— И при этом мы такие невидимые были для всех, ненужные, нищие. На сборы плитку с собой брали, чтобы в гостиничных номерах макароны варить. Олимпийская сборная отказывалась с нами тренироваться — боялись, что мы их травмируем. Всякое было. И помню, в декабре 2002 года меня включили в Совет при президенте по вопросам спорта. За столом тогда сидела рядом с Вячеславом Фетисовым, в то время — главой Госкомспорта, и Владимиром Путиным. Когда основные вопросы обсудили, я решила высказаться: «Владимир Владимирович, Вы знаете, у нас еще и паралимпийский спорт есть. Мы тоже ездим на соревнования, побеждаем, в нашу честь поднимают флаг и играет гимн. Олимпийцам вы присуждаете стипендию за завоевание медали. У меня их уже больше 10, сколько мне еще нужно завоевать, чтобы и нам такие стипендии присудили?» Президент тогда месяц дал на решение этой проблемы. Фетисов, конечно, кричал: «Баталова! Я тебя убью!» А поздно уже. Стех пор движение стало подниматься с колен, хотя вопросов решить нужно еще много, и я над этим работаю.

Фото: Арден Аркман / специально для «Новой»
Фото: Арден Аркман / специально для «Новой»

В 2011 году Рима Баталова готовилась к своей седьмой Паралимпиаде, когда поступило предложение… участвовать в выборах в Госдуму. Ее активная позиция, нередко приговором звучавшая на собраниях федеральных и региональных комитетов по спорту, стала основой для политической карьеры. И этот новый путь оказался ей по плечу и по характеру. Сменив шиповки на элегантные туфли на каблуке, Баталова не потеряла в скорости. Продолжает обходить соперников, теперь уже в коридорах и кабинетах Государственной думы.

— Я привыкла ломать стереотипы, всегда головой пробивала стену непонимания и отчуждения. Везде. И делаю это для себя, чтобы доказать, что такая же, как и все, нет, я лучше. Когда поступала в физкультурный техникум, мне говорили: «Куда она — слепая? Как она будет учиться?» Да так же, как и все! И уже ребята-инвалиды, что вслед за мной туда шли — их с радостью принимали. Когда врачи запрещали мне иметь детей — поступила по-своему. И уже после родов врач, заглянув в мою обменную карту, заохал. «Почему Вы ничего не сказали об инвалидности, мы должны были вторую бригаду вызвать!» А я ему: «Ну, давайте, засуньте ребенка обратно, вызывайте бригаду, будем по новой рожать». Сейчас, все удивляются, как я могу ориентироваться в думских коридорах. А я точно знаю, сколько дверей на этаже, с каждой стороны, за которой из них поворот, сколько ступенек в лестничном пролете.

Пока они думают, что я слепая, я давно уже все просчитала и запомнила, у меня голова работает как компьютер.

Сегодня депутат Государственной думы седьмого созыва живет на два города — пленарные заседания, обсуждения законопроектов, собрания комитетов в Москве, региональные недели с приемами граждан и инспекциями курируемых объектов в Уфе. Для родного города и всей республики Рима Баталова совершила не меньше полезных дел, чем поставила рекордов на стадионах по всему миру. Благодаря ей крупнейший в республике многофункциональный комплекс для проведения мероприятий Конгресс-холл Торатау был доработан с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья: расширены дверные проемы, удалены несколько рядов кресел для размещения «колясочников», на лестницах оборудованы пандусы. Особой гордостью стало и создание Центра спортивной подготовки в Уфе, который носит имя Римы Баталовой.

В 2012 году паралимпиец и депутат основала благотворительный фонд «Молодость нации», где помогают детям с инвалидностью приобщиться к спорту. Для них проводят тренировки и соревнования, многие из них получают путевку в большой спорт — в паралимпийскую сборную страны. И в рамках благотворительной программы «Фонбет» «Ставка на добро» Рима Баталова попросила поддержать этот важный проект. И пригласила познакомиться с молодыми талантами на ежегодной одноименной премии, которая регулярно проводится в столице Республики Башкортостан, Уфе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow