Около полуночи, спустя семь часов с момента возгорания, Следственный комитет сообщил: в доме находился незарегистрированный пансионат для пожилых. Наиболее вероятная причина ЧП — «нарушение правил эксплуатации печного оборудования».
Официально никакие услуги «по уходу за маломобильными гражданами» в доме на улице Трактовой не оказывались, поэтому местные власти, контролирующие и правоохранительные органы о работающем здесь «пансионате» как будто бы не знали. И об этом незнании даже заявили в новостях на Первом канале. Но неоднократные жалобы соседей и людей, желавших разместить в доме пожилых родственников, свидетельствуют об обратном.
Незнавшие
Боровской. Утро 10 января. На следующей день после пожара о произошедшей трагедии на улице Трактовой говорит немногое.
Трехэтажный дом, в котором погибли люди, — целый, не повреждена ни кровля, ни обшивка. Пожар не перекинулся на жилые помещения, но это не спасло постояльцев «пансионата» от дыма:
лежачие больные задохнулись.
Дом обнесен красно-белой лентой, рядом с воротами — машина полиции.
Паркуюсь рядом с местом трагедии, и ко мне тут же подъезжает легковушка без опознавательных знаков. Двое крепких мужчин, опустив стекло, спрашивают: «Не знаете, где тут пластиковые окна производят?» Я не знаю.
Выйдя из авто, мужчины направляются к соседним с «пансионатом» домам. Оба одеты в черное, в руках у одного — черная папка. Сначала стучатся в один дом, затем в другой. Никто не открывает.
Подбегаю к ним.
— Вы следователи?
— Газовщики.
За воротами вдруг раздаются шаги. Выходит женщина в синем пуховике.
— Марат дома? — интересуются мужчины.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Нет, до сих пор пьет.
Удовлетворившись ответом, «газовщики» уходят. Женщина представляется Хазаной, ее сын Марат накануне был среди тех, кто спасал людей из огня. Узнав о семи погибших, он впал в депрессию: винит себя в том, что не спас всех.
— Конечно, это следователи приходили, — говорит Хазана. — Вчера у нас тоже была следователь. Она сказала, что в прокуратуру уже поступала жалоба на этот «пансионат».
Что предприняли прокурорские в связи с жалобой — неизвестно. Но известно, что проверку «дома престарелых» в Боровском в 2019 году вели полицейские. Издание 72.ru рассказало историю мужчины, который хотел пристроить в пансионат своего родственника, но отказался от этой идеи, «увидев, что в доме нет пожарной сигнализации». Мужчина подал жалобу в полицию, и полицейские, по его словам, даже выезжали на место, но не стали заводить дело, удовлетворившись словами хозяйки о том, что она «просто присматривает за пожилыми родственниками друзей и знакомых».
Спасали машины
Евгений вынес из дома первую из двух оставшихся в живых постоялиц пансионата. И помогал вытаскивать вторую — 90-летнюю маму хозяйки дома Ольги Вильямсон.
— Когда начался пожар, я побежал к дому. Дом был закрыт, — вспоминает он. — Разбил ногой окно. В доме тогда еще не было даже задымления. Вытащили пожилую лежачую женщину. Конечно, это все в суматохе происходило, выносили ее на одеяле, сперва положили прямо на снег. Вынесли вторую, хозяйка дома пояснила, что это ее свекровь, хотя потом выяснилось, что мать. Я спрашиваю хозяйку: «Есть еще там люди?» Нет, говорит. Несколько раз переспрашивал, прямо схватил ее с силой, она в шоке была. Нет, говорит.
О том, что после тушения пожара нашли тела семи человек, узнал уже из новостей. Всю ночь не спал.
По словам Евгения, задымления в доме не было еще 10–15 минут. Хозяйка «пансионата» попросила мужчин помочь ей «спасти имущество». Сперва взялись за авто: старый джип пришлось выталкивать вручную — не заводился. Второй автомобиль, «Рено», удалось завести.
Затем, рассказывает Евгений, хозяйка попросила помочь с документами: вынести «паспорта» и ценное имущество. Евгений вынес на улицу тумбочку. Ольга проверила, но документов в ней не обнаружила. Пошли искать дальше. В доме мужчина увидел памперсы, начал снимать на мобильный, но хозяйка его остановила и попыталась отобрать телефон.
Первую спасенную бабушку отнесли в «Жигули». Евгений попробовал еще раз зайти в дом, но в нем было уже слишком много дыма. Если люди и просили о помощи, то их голоса не было слышно среди общей суматохи и треска горящего дерева.
Уже после тушения пожара один из сотрудников МЧС подтвердит журналистам: хозяйка действительно дезинформировала спасателей, сказав, что в доме людей больше нет.
…Сейчас по факту гибели людей в нелегальном пансионате возбуждено уголовное дело по статьям 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») и 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Расследование, как водится, находится на личном контроле председателя СКР Александра Бастрыкина. При этом жители Боровского, участвовавшие в спасательной операции, говорят, что следователи их до сих пор не допросили.
11 января Центральный районный суд Тюмени отправил хозяйку «пансионата» Ольгу Вильямсон в СИЗО на два месяца.
По инициативе губернатора Тюменской области Александра Моора по всему региону пройдут проверки с целью выявления нелегальных пансионатов. Будто раньше этого нельзя было сделать, после серии аналогичных трагедий.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68