ИнтервьюОбщество

«Главное — взять паспорт, рюкзак и мозги»

Путешественник Антон Кротов — о правилах автостопа, жизни на доллар в день, проблемах Африки и о том, куда поехать в России

Антону Кротову — 44. Он автор 58 книг о путешествиях, основатель «Академии вольных путешественников». Посетил автостопом 130 стран. Свою первую дальнюю поездку, вспоминает Антон, совершил на электричках в 1991 году: в 14 лет зайцем на перекладных добрался до Бологого из Москвы. Всего в тот год, еще школьником, он объехал 48 городов. Мы встречаемся с ним в Челябинске, куда он прибыл из экспедиции автостопом по Западной Африке.
Фото из личного архива Антона Кротова
Фото из личного архива Антона Кротова

Часть 1. Лайфхаки

Антон, первая проблема практически любого путешественника, выбирающего автостоп, походы и прочий «дикий туризм», — страхи близких. Все отговаривают тебя ехать, ссылаясь на волнение. Как разрешить эту проблему? Как ты убедил своих родителей не бояться?

— Мои родители, как любые нормальные родители, — относятся к путешествиям с беспокойством. Но есть комплекс средств, которые я применяю в общении с ними, чтобы это беспокойство не переросло в панику:

  • я заранее готовлю своих родителей, сообщаю им, куда и когда собираюсь;

  • увеличиваю дальность своих путешествий постепенно;

  • регулярно звоню по телефону или по скайпу, присылаю письма и имейлы о том, где я нахожусь;

  • не попадаю во всякие неприятности;

  • приглашаю маму иногда посетить со мной некоторые регионы и страны мира, и мама иногда соглашается (а отец — нет).

Мавритания (2019). Из личного архива Антона Кротова
Мавритания (2019). Из личного архива Антона Кротова

Родители стараются всегда знать и представлять, где я и что со мной. Поступайте с родителями вежливо: психологически готовьте их заранее, но так, чтобы они осознали неотвратимость вашего путешествия; начинайте с маленьких, однодневных путешествий; регулярно звоните и пишите родителям письма, эсэмэски, сообщения; не напивайтесь в дороге и не влипайте в неприятности; приобретите полный комплект книг по автостопу, чтобы ваши родители в ваше отсутствие отвлекались от беспокойства за вас, читая их.

Предупредите родителей, что мобильные телефоны работают не всегда и не везде. Отучайте их от «мобильной мании» непрерывно держать своих детей на коротком поводке — телефон время от времени выключайте.

И хотя перемещения с родителями обычно сложнее и дороже, чем самостоятельное передвижение (они обычно не поедут автостопом, и ночлег не в каждом помещении им удобен),

всем рекомендую хотя бы иногда предлагать и родителям какую-нибудь поездку. Тогда им будет понятнее ваше увлечение.

Ты говоришь, что «не попадаешь в неприятности». Но разве тут нет элемента случайности? Повезет — не повезет…

— На самом деле опасности подстерегают повсюду, даже дома. Жены убивают мужей, а мужья — жен. Люди гибнут в ДТП. Наша задача в путешествии — снизить риски осторожным поведением. Есть универсальные правила поведения для автостопщика.

  • Во-первых, в путешествии нельзя пьянствовать и категорически не нужно садиться к пьяным в машину. Треть проблем в России происходит от пьянства.

  • Во-вторых, в дорогу нужно брать одежду со светоотражающими полосами — для темного времени суток.

  • Женщинам лучше носить закрытую одежду. Не нужно флиртовать с водителями. Если водитель сам начинает вести откровенные разговоры, попытайтесь перевести тему или покиньте автомобиль. Предлог, чтобы выйти, можно найти любой: решили изменить маршрут, внезапно ухудшилось самочувствие, приступ тошноты.

  • Не берите с собой дорогих вещей. Если у вас из кармана торчит кошелек, вас с большой вероятностью ограбят.

Кавказ (2019). Из личного архива Антона Кротова
Кавказ (2019). Из личного архива Антона Кротова

Что нужно обязательно взять с собой в дорогу?

— Среди наиболее полезных вещей — мозги, паспорт и рюкзак. Лично я, вообще говоря, барахольщик, и с каждым годом таскаю с собой все больше вещей: большую кружку или котелок, довольно много географических карт, свои книги и иные бумаги, паспорт, фотоаппарат, спальник, иногда палатку, запасную одежду, кипятильник, ложку, «торпеду» — пластиковую бутылку для воды (в жаркое время) или для крупы (в холодный период)…

Если вы отправляетесь в дальний путь, на пару месяцев или более, то можете особо не беспокоиться о комплектности вещей. Ненужное все равно потеряете, подарите или выбросите, а если какая-то вещь на вашем маршруте реально нужна, то вы ее купите, найдете или получите в подарок. И через два-три месяца в вашем рюкзаке будет идеальный комплект вещей, отобранный естественным путем.

А оружие для самообороны?

— Никогда. Оно и не требуется. Лучшее оружие — правильное поведение.

Что нужно, чтобы тебя подобрали попутчиком?

— Тут все просто: ты должен быть ярко, аккуратно, опрятно одет. Тебя должно быть видно издалека.

Часть 2. Путевые заметки

Из личного архива Антона Кротова
Из личного архива Антона Кротова

Первое путешествие ты совершил на электричках в 91-м. Что изменилось в путешествиях электричками с того времени?

— Могу сказать, что дорога перекладными от Москвы до Бологого точно не изменилась. Как и 30 лет назад: сначала до Твери два с половиной часа, потом до Бологого три. Даже расписание за 30 лет не поменялось. Электричек разве что стало меньше, да и зайцем проехать уже не выйдет: контролеры всюду. Раньше они смотрели на безбилетных сквозь пальцы, а сейчас, видимо, более строгие инструкции ввели.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В 90-е в электричках было больше коробейников. У больших городов ходили всегда. Под Москвой — нескончаемым потоком. Продавали мороженое, батарейки, книги, газеты. Сейчас ассортимент стал хуже — книг почти не продают. В глухомани так и вовсе коробейники исчезли. Тут зависимость такая: чем меньше электричек, тем меньше продавцов.

Вообще сейчас ездить на электричках совсем невыгодно.

Билеты дорогие, а без билета не проедешь. Дальние путешествия «на собаках» — от Москвы до Владивостока — и вовсе в голову не придут. Некомфортно. Месяц в пути и 60 пересадок. Часто придется ночевать на вокзалах. Честное слово, это может захотеть только очень странный человек.

Хотя для более коротких маршрутов электрички вполне приемлемы.

Куда вообще поехать по России «дикарем»?

— Начну с того, что в России «вольных путешественников», автостопщиков, берут в попутчики охотнее, чем в Европе или Америке. А в Африке и в Азии — еще охотнее, чем у нас.

Причем в России охотнее всего тебя возьмут попутчиком на Кавказе — в Чечне и Дагестане. Чечня и Дагестан — самые гостеприимные регионы в нашей стране. Ты приезжаешь в деревню, ставишь рюкзак, и тебя уже зовут в гости, накрывают стол, предлагают ночлег. Причем — по мировому опыту — это гостеприимство никак не зависит от европеизации региона. Негостеприимных азиатских регионов полно. Например, в Китае вас очень редко будут приглашать в гости. А у нас на Кавказе — часто. А в Таджикистане — еще чаще.

Россия (2020). Из личного архива Антона Кротова
Россия (2020). Из личного архива Антона Кротова

Что до маршрутов — ну, велика страна. Если нужны тропики и острова — Приморский край. Если горы и вулканы — Камчатка. Нужно сочетание моря и тундры — Кольский полуостров. Если хочется недорого и пешком — множество маршрутов на Урале.

Насколько вообще в путешествии нужны деньги? Сколько с собой брать?

— Сразу скажу: специально выезжать из дома без денег, надеясь, что водители либо попутчики накормят, оденут и спонсируют, конечно же, нехорошо.

Ваши расходы в путешествии будут равны вашим расходам дома. Если вы в быту привыкли тратить, например, 200 рублей в день, то столько же будете тратить и в поездке. У нас в Африке уходило в первую поездку (1999 год) примерно по 70 долларов в месяц на человека; во вторую поездку (2000-й) — по 100 долларов; в третьем африканском путешествии (2003-й) у меня улетало уже по 250 долларов в месяц — столько же, как правило, я тратил и дома в России. В 2020 году мои расходы в дороге еще подросли и в поездке в Африку достигли 300 долларов в месяц (плюс расходы на визы).

Известный путешественник Владимир Петрович Несин, который прошел более чем по 140 странам мира пешком, много лет тратил на жизнь, по его словам, 1 доллар в день плюс расходы на визы. Позже он увеличил свой расход до 2 долларов, стал тратить первый доллар на еду, а второй — на интернет. Украинские путешественники Богдан Мисюренко и Аня Думанская из Хмельницкого несколько лет обходились в поездках и меньшей суммой — 1 долларом на двоих в день (плюс расходы на визы). Конечно, спать при этом нужно только бесплатно, ездить между городами автостопом, а еду не покупать в столовых по десятикратной цене, а готовить самому. Овсяная, рисовая или гречневая диета, чай и сахар (кипяток добывается бесплатно при помощи кипятильника или дров) позволяют прожить на указанные деньги даже в дорогих странах Запада.

Владимир Несин. Фото: facebook.com
Владимир Несин. Фото: facebook.com

Ты упомянул о своих африканских путешествиях. Все знают об Африке только одно: там тотальная бедность. Почему?

— Главное — клановость. Я спрашивал у одного мужика в Мавритании (он 25 лет жил в России и столько же у себя на родине), чем отличается жизнь в наших странах? Он ответил, что в России, чтобы решить вопрос, нужно, чтобы в системе был знакомый, а в Африке — всего лишь родственник. Все тащат своих везде, а семьи — очень большие: в среднем 8 детей у женщины, 64 внука. И вот наверху оказывается какой-нибудь начальник. Даже, может быть, толковый. Но он притаскивает во властные структуры своих родственников, а те — своих. Так принято.

И они все очень долго сидят у власти. Президент Экваториальной Гвинеи с 1979 года правит — 41 год! Президент Камеруна — с 1982 года, президент Уганды — с 1986 года.

В Того еще хуже: 40 лет правил мужик по фамилии Гнассингбе, затем он неожиданно-долгожданно умер и новым президентом стал его сын, другой Гнассингбе. Голосуй за Гнассингбе — не ошибешься! Одна и та же фамилия 50 лет, и у каждого Гнассингбе есть свои родственники — надо их как-то всех пристроить. Если твой дядя генерал, то твое будущее обеспечено, тебе не надо ничего знать и уметь. И так устроена вся Африка.

Вторая африканская проблема — нарисованные колонизаторами по линейке границы. Кругом разделенные народы. Многие страны не имеют выхода к морю, в результате каждая печенюшка, которая приходит из Парижа, прибывает в эти страны по тройной цене, потому что по дороге каждый мент получил по копейке с фуры. А транспортирующийся из Мали в Париж хлопок, напротив, становится дешевле, потому что опять менты получают копейку. В итоге импортные товары из-за коррупции дорожают, а экспортные — дешевеют.

Сенегал (2020). Из личного архива Антона Кротова
Сенегал (2020). Из личного архива Антона Кротова

Третья причина отсталости — безграмотность. Люди не понимают, что вообще в жизни происходит, не знают букв, не могут получить доступ к информации. Совсем немногие имеют желание учиться и образовываться. В принципе, у нас точно так же, но в России хотя бы загнали людей в школы и научили писать и читать, а там нет.

Четвертая причина — проблемы с водой. Вода глубоко, и с каждым годом она становится все дальше. Много сил уходит только на то, чтобы добыть воду.

Пятая причина — отток мозгов. Активные молодые люди тысячами идут пешком в Ливию, чтобы сесть на лодки и уплыть в Европу. Умы и руки покидают континент.

Куда точно не надо ехать «дикому» путешественнику?

— Туда, куда едут все. Туристам отведены в мире специальные гетто, резервации, где из них выколачивают деньги. В странах, где водятся туристы, их специально сгоняют в гетто. В Индии — на Гоа, в Турции — в Анталию, в Таиланде — в Паттайю и Пхукет, в Египте — в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Там все сделано в пять раз дороже, там сидят «белые» и с них выдувают деньги.

Когда вы путешествуете по «нормальному миру», вы отдаляетесь от этих резерваций. Если вы путешествуете по бедной стране, питайтесь там, куда стоят очереди: там будет лучше и дешевле. А если страна дорогая, то лучше готовить самому — там же, где ночуешь.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow