Сюжеты

75 тысяч зрителей, спасибо!

IX докфест «Новой» и Артдокфеста завершен

Культура78 012

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

78 0121
 

2 января

«Кино эпохи перемен»
 

Режиссер и сценарист: Алексей Федорченко
Операторы: Артем Анисимов, Андрей Ветошкин
Продюсеры: Дмитрий Воробьев, Алексей Федорченко
Композитор: Роман Цыпышев
Звукорежиссер: Тимофей Шестаков
Россия, 2019

Фильм Открытия — одна из лучших картин последнего времени,  комедия-реквием «Кино эпохи перемен» замечательного режиссера Алексея Федорченко, для которого не существует разграничения жанров кино: игровое, мокьюментари, документальное. Он просто снимает кино, от которого невозможно оторваться.  Его документальный фильм про крупную провинциальную киностудию был задуман как боевик много лет назад. С тех пор замысел практически не изменился — изменился взгляд на время. Для Федорченко история кино — это история конкретных людей, их отношений, поступков и проступков. Но главное, что удалось режиссеру — увидеть осколочную, ранящую действительность сквозь призму времени. Раны вроде зажили. А болит.

Приключенческая трагикомедия о том, как снималось кино в провинции середине девяностых. Как «Свердловская киностудия» пережила катаклизмы переходного времени: бандитские рейды, гоголевских кредиторов, но не смогла пережить «сытые» циничные нулевые.

Конечно же, это субъективный взгляд на  наше недавнее прошлое, но мудрые люди говорят, что в  субъективном ощущении истории больше правды, чем во всех телевизионных репортажах вместе взятых.  И кстати, последним фильмом той самой СК стали «Первые на Луне» Федорченко — восхитительный мокьюментари про советский космос, покорение которого «случилось» в 1930-е. Просто это была страшная тайна.

3 января

«Уездный город Е»
 

Режиссер, оператор: Дмитрий Боголюбов
Сценаристы: Дмитрий Боголюбов, Анна Шишова
Продюсеры: Владислав Кеткович, Симоне Бауманн, Филип Ремунда
Звукорежиссер: Ян Ченек
Россия, 2019

Фильм с чеховским названием. Место действия обычный российский город. У продуктового магазина приветливый логотип «Единой России». Над городом веют флаги «ЕдРа».

Память о Великой отечественной войне — единственное, чем живет этот маленький русский городок, и кажется, единственное, что держит людей на плаву. Как великое сокровище эта память сохраняется в каждом доме и передается из поколения в поколение. И именно она мешает людям понять, что помимо собственной воли они вовлечены в новую войну.

«Вот и приходится обороняться, чтобы вести политику устрашения», — объясняет нам умненькая девочка с испуганными глазами.

Так что защищаться будем детьми. 

4 января

«Секретарь по идеологии»
 

Режиссер, сценарист, оператор: Юрий Пивоваров
Продюсеры: Юрий Пивоваров, Марина Разбежкина
Россия, 2019

Лучший дебют «Артдокфеста-2019», фестивальный любимец.

Документальная комедия. 16-летний Иван Комендантов, — секретарь по идеологии Сталинградского районного комитета комсомола Москвы. Совершенно не важно, что такого района на карте столицы нет. Идеология для юного, верящего в идеалы коммунизма Вани важнее реальности, дороже всего на свете.

От всего сердца Ваня готов оказать братскую помощь и товарищам с Донбасса, и братской Китайской компартии. Вы думаете, он юный карьерист? Или он хочет быстрее стать взрослым?

5 января

«Миры Маргариты»
 

Режиссер: Владимир Карабанов
Сценаристы: Владимир Карабанов, Анна Терехова
Оператор: Николай Гиляров
Продюсер: Михаил Дегтярь
Россия, 2019

Фильм-фантазия о великолепной актрисе Маргарите Тереховой.

Мимолетность человеческой жизни как сновидения, в которых переплетаются реальность и искусство. Док с реконструкцией, мультипликацией и компьютерной графикой.

«Маргарита Борисовна давно не дает интервью, — рассказывают авторы, — Брать старые материалы, нам кажется, бессмысленно, да и придумывать новые формы в публицистике неинтересно. Мы придумали такой ход: кадры из фильмов, в которых она снималась, выдавать за хронику, за ее настоящую жизнь. Ведь в действительности в тех фильмах, в которых она появлялась, часто отражались моменты и ее собственной жизни».

Тарковский был убежден, что красота женщины, ее уникальность — в ее сущности. В чем же сущность и где реальное существование актрисы?

6 января

«Святое место»
 

Режиссер, оператор, сценарист: Сергей Козьмин
Продюсеры: Сергей Козьмин, Артем Васильев, Юлия Шагинурова
Россия, 2019

Раньше они приходили сюда, чтобы погулять с собакой, поиграть с детьми, совершить пробежку. Здоровались, улыбались друг другу. Теперь они по разные стороны баррикад, с ожесточением борются за клочок земли в парке.

Каждое воскресенье одни приходят молиться у деревянного креста, другие — защищать парк «Торфянка», чтобы он и далее остался общественным пространством. Мало кто мог себе представить подобное противостояние в стране, которая была светской, даже атеистической в течение многих десятилетий. Конфликт в одном из московских парков как символ вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня России. И похоже, с каждым днем этот конфликт будет все жестче.

7 января

«Встретимся где-то»
 

Режиссер, сценарист, продюсер: Николай Р. Викторов
Оператор: Николай Н. Викторов
Композитор: Дмитрий Рыбников
Звукорежиссер: Андрей Чернавин
Россия, 2019

«Когда мне было пятнадцать, — рассказывает Николай Викторов, — я стал свидетелем создания легендарной фантастической кинокартины Советского Союза. Ее режиссером был мой отец. Я обожал фотографировать и сделал во время съемок сотни снимков. Спустя сорок лет с помощью тех редких кадров мне удалось сделать фильм, как Ричард Викторов снимает кино «Через тернии к звездам». Нет уж «той страны». Неузнаваемо меняется облик городов. Остались лишь поблекшие фото, фильмы, обрывки пленки. На одной из них режиссер Ричард Викторов и Кир Булычев обсуждают сценарий фильма. Говорят о будущем: хорошо бы обойтись без центра послушания.

Это была особенная земная, советская фантастика, а традиционная тема контакта с внеземной цивилизацией оказывалась фоном для истории превращения инопланетной Нийи из полуробота в «настоящего человека».

Автор сценария Кир Булычев говорил: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово «конец» написать «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня». Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято. Но в новой версии фильма в финальные титры эти важные слова возвратили: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

8 января

«Белая кровь»
 

Режиссер, сценарист, продюсер: Михаил Генин
Оператор: Антон Калашников
Россия, 2019

«У меня рак». Это не слова. Черта — до и после. Циферки в анализах. Звонок в канун Нового года. Поиск в Гугле. Поиск донора, когда времени в обрез. Поиск выхода. Один из героев фильма, к примеру, написал популярную книжку «Как я надрал раку задницу».

О ком думать? О родителях? О молодом человеке?

Мой товарищ, режиссер анимации Слава Ушаков, один из героев фильма. Он работал с утра до ночи, чтобы не думать про болезнь. И врачи со своей химией начали подстраиваться под его график. А он жил со своими говорящими лошадьми и с шишками.

У каждого героя этого фильма своя тихая героическая история. «Белая кровь» о том, что и кто помогал им  выздороветь. Каково это – перенести рак. Как меняется отношение к жизни и к себе.  Все сюжеты развивались почти одновременно, в чем-то они схожи, и каждая уникальна. Ведь каждый из них вынес с поля боя что-то своё.

9 января

«Россия — это мы»


Режиссер, оператор: Александра Дальсбек
Продюсер: Мария Яцкова
Франция, 2019

О новом поколении российского протеста. Милене, Коле и их соратникам по двадцать лет. Росли и выросли в период президентства Владимира Путина, других правителей не знают. Фильм снимала живущая в Москве француженка Александра Дальсбек. Его герои — ребята, работавшие в штабе Алексея Навального. Тогда он решил баллотироваться на пост президента России на выборах 2018-го. И его юные сторонники демонстрировали решимость и бесстрашие. Даже в момент нападение на штаб.

Лейтмотив фильма — диалог поколений. Родители взвешивают, стоит ли выйти на протестную акцию, молодые активисты готовы рисковать, бороться за свои идеалы, убеждать москвичей не голосовать за Путина.

Всего два года назад так было… Даже не верится.

10 января

«Где Матрена?»
 

Режиссер и сценарист: Елена Ласкари
Операторы: Александра Иванова, Артур Соколов, Полина Разина
Продюсер: Евгений Кокусев
Композитор: Антон Силаев
Звукорежиссер: Александр Трухан
Россия, 2019

Наташа живет в селе Шелемишево с бабушкой и сестрой. Мама у девочек умерла, у папы — другая семья. Совсем скоро Наташе исполнится 18 лет. «Я так долго этого ждала!» — говорит она накануне своего дня рождения. Наташа — тоже представитель поколения, выросшего в путинской России. Фильм опытного профи Елены Ласкари, словно объемный моментальный снимок, позволяющий рассмотреть их,  живущих в пыльной фантасмагорической реальности «великой нашей державы». Точнее? мечтающих о настоящей жизни. Только что такое «настоящая жизнь», они не очень понимают. Может быть, деньги?

Точный слепок поколения, выросшего в путинской России.

11 января

«Обряд»
 

Режиссер, сценарист, продюсер: Егор Исаев
Звукорежиссер: Дмитрий Донских
Россия, 2019

«Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»

Будни российского гробовщика.

Молодой предприниматель Илья Болтунов пытается вести в Калужской области похоронный бизнес на цивилизованный лад. Но цивилизованный бизнес и наша реальность — вещи несовместные. А для чего тогда местная администрация? Конкуренты? Коррупция?

Перефразируя известный девиз Говорухина, герой произносит свой: «Здесь жить нельзя… и умирать не получается».

12 января

«Артем и Лиля»


Режиссер, оператор, продюсер: Дмитрий Аврорин
США, 2019

1960-е. Новосибирский Академгородок — утопический рай науки. Безмерные надежды поколения лирических физиков, тех, что кружатся сейчас в домашней хронике в танце. Что стало с этими надеждами? С этими учеными и их изобретениями?

Вот, что рассказывал автор фильма Дмитрий Авронин: «Артем и Лиля — муж и жена. Они дети известных ученых, как и я. Мы родились в Академгородке в СССР — новой Атлантиде, построенной нашими родителями в 50-е. Повстречав друг друга в России через много лет, будучи гражданами совершенно разных миров, мы решили провести вместе отпуск. Но серьезная мысль о возможном ядерном ударе по нашему родному городу внесла коррективы в эту поездку. И изменила нашу жизнь. Это было в 2014 году».  

Московская премьера состоялась на Артдокфесте-2019, незадолго до смерти Дмитрия Аврорина, выпускника гуманитарного факультета Новосибирского Государственного Университета, который основал его дедушка, филолог Валентин Аврорин.

Этот материал вышел благодаря поддержке соучастников

Соучастники – это читатели, которые помогают нам заниматься независимой журналистикой в России.

Вы считаете, что материалы на такие важные темы должны появляться чаще? Тогда поддержите нас ежемесячными взносами (если еще этого не делаете). Мы работаем только на вас и хотим зависеть только от вас – наших читателей.
Яндекс.Метрика
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera