счетчик
Заказчики убийства Политковской останутся безнаказанными через 209 дней 04 часа 29 мин 39 сек
Материалы
Рубрики
Темы
- Тексты недели «Новой»13 материалов
- Новые «черные списки»4 материала
- Манифесты о будущем России6 материалов

То в жар, то в холод
В Сибири начинают сворачивать инфекционные госпитали, а в Крыму заявляют о нехватке коек под COVID. В каком состоянии страна подходит к концу 2020-го?
Фото: РИА Новости

Окончания 2020 года весь мир, кажется, ждет как праздника. Причина всем известна. В России более 900 тыс. человек, по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, лечатся от коронавируса на дому, 216 тыс. — в стационарах.
За время пандемии от COVID-19 умерло больше 49 тыс. россиян. А всего им переболело свыше 2,7 млн человек.
Власти надеются остановить распространение вируса с помощью вакцинации, но пока она не столь масштабна: за две недели по всей стране привились 28,5 тыс. человек.
Тем не менее к концу года из регионов впервые за время «второй волны» начали поступать позитивные сигналы. Власти Тюменской области заявляют о стабилизации и даже улучшении ситуации с заболеваемостью, а пермские врачи — об отсутствии проблем с лекарствами и средствами индивидуальной защиты. Но такая картина не везде, на юге страны даже чиновники признают: «Дела плохи».
Корреспонденты «Новой газеты» рассказывают, в каком состоянии их регионы подходят к концу 2020 года.
Свердловская область
На Среднем Урале заболеваемость коронавирусом продолжает держаться на стабильно высоком уровне. Так же печально обстоят дела и с уровнем смертности. В среднем, согласно официальной статистике, ежедневно умирает около 15 человек.
Прошедшая неделя запомнилась скандалом в реанимации центральной больницы Каменска-Уральского, где, по данным СМИ, за сутки умерли 14 человек на ИВЛ. Проверка областного минздрава нарушений и большого количества смертей не выявила, а родственники погибших продолжили писать журналистам, демонстрируя свидетельства о смерти своих родных, умерших от ковида в спорные даты.
Две недели назад в Свердловской области была запущена «единая линия по коронавирусу». Вице-губернатор Павел Креков презентовал ее как решение главной проблемы среднеуральцев — необходимости долго дозваниваться в поликлинику. В день начала работы номера 122 корреспондент «Новой» дозвонился до оператора за 54 секунды. Но неделю назад я сама почувствовала симптомы коронавируса и позвонила на «единую линию». Дозвониться оказалось сложно. Ответа пришлось ждать не 54 секунды, а 54 минуты. Ответивший оператор подробно расспросил обо всех симптомах и сказал, что передает данные в поликлинику, ждите врача дома. С момента звонка прошло пять суток, а врача все еще нет.
— Да, у нас есть трудности с поликлинической службой, — согласился Павел Креков на традиционном еженедельном брифинге, — врачи сами болеют, а заменить их сложно.

По собственному опыту могу лишь предположить, сколько свердловчан сидит по домам, не дождавшись прихода врачей, не открыв больничные листы. Можно предположить, что коллапсв медицине вынуждает многих идти в поликлиники, чтобы открыть больничные, либо возвращаться на работу с признаками ОРВИ. При этом самостоятельно применить широко известные рекомендации медикаментов для лечения коронавируса невозможно — в аптеках сложно найти лекарства. Нужных мне препаратов я не смогла найти ни в одной аптеке Екатеринбурга. При этом получить лекарства бесплатно тоже невозможно, их имеет право выписать только врач, который, в моем случае, не пришел на вызов и на пятый день.
Что касается тестов на ковид, которые делают частные лаборатории по соглашению с государственными учреждениями, то и здесь, к сожалению, все не радужно. Как пишет Е1.RU, «в работе частных лабораторий, которые делают тесты на коронавирус для ЦГБ № 2, произошел сбой. Екатеринбуржцы столкнулись с тем, что результаты тестов не приходят по несколько недель. А сами тесты куда-то пропали».
«В работе частных лабораторий, выполняющих диагностические исследования для пациентов ЦГБ № 2 Екатеринбурга, действительно в начале декабря наблюдались некоторые проблемы в соблюдении сроков выполнения исследований ПЦР-тестов на наличие COVID-19, — ответили Е1.RU в оперштабе. — Данный сбой, в свою очередь, вызвал затруднения в работе поликлиник этого медучреждения и своевременной постановке диагнозов пациентам. На сегодняшний день регламент работы лабораторий восстановлен, исследования выполняются в установленный срок».
Обсуждая историю своих мытарств с врачом-реаниматологом, работающим в «красной» зоне, я услышала удивительные слова: «Ни в коем случае не отчаивайтесь, паниковать нельзя. Настраивайтесь на хорошее. Важно понимать, рано или поздно мы все переболеем коронавирусом. Пейте витамин С, много-много воды и ешьте жирную еду, лучше сало. К сожалению, от ковида не существует лекарств».
Семнадцатого декабря в Свердловской области выявлено 397 новых случаев COVID-19. Общее количество зафиксированных в регионе случаев новой коронавирусной инфекции составляет 52 933. Зарегистрировано 15 случаев смерти больных COVID-19, общее число умерших с начала пандемии — 1279.
Изольда Дробина
Читайте также

Дотянуть до прививки. В каком состоянии российские регионы подходят к массовой вакцинации? Мониторинг «Синдиката-100»
Пермский край
В регионе почти 26 тыс. подтвержденных диагнозов COVID-19. Регулярно бьются рекорды по зараженным в сутки, 15 декабря — 320 человек, 16-го — 327, 17-го — 329.
При этом снизилось число ежедневных тестов. Ранее в среднем проводили около 7 тыс. тестов в сутки, теперь — 5,5 тыс. «С 18 ноября мазок на коронавирус у контактных берется только при симптомах ОРВИ», — поясняют в минздраве. 16 декабря в лабораториях Прикамья проведено 3051 исследование, в конце ноября сообщалось о более 8 тыс. в день.
При этом, например, у контактных медиков скорой помощи уже с июня не берут мазки даже при наличии симптомов ОРВИ. «Оказывается, я болел новой коронавирусной инфекцией, это показали сданные в декабре анализы крови за свой счет. Я болел ОРВИ летом и в ноябре. Летом наиболее тяжело. Антитела говорят о том, что COVID был примерно летом. Возможно, если бы у меня еженедельно брали мазки, диагноз был бы поставлен вовремя и я находился бы в карантине, как и положено болеющим людям, а также получил бы положенные мне страховые выплаты, чего сейчас сделать невозможно», — говорит врач СМП Пермского района Лев Колтуков.

Медбрат «красной» зоны отделения COVID-1 КБ Свердловского района Перми, Арсений, рассказал «Новой газете», что пациентов стало меньше и ситуацию сейчас не сравнить с периодом полной загрузки. «Было время, приемное отделение каждые 20 минут отвечало на звонки, что мест нет, а каждые 30 — разворачивало скорые в дверях: приходилось госпитализировать наиболее тяжелых пациентов. Тогда в больнице действительно ощущалась нехватка препаратов, кислорода и свободных рук. Сейчас ситуация намного лучше: пациенты выписываются и принимаются стабильно и в больнице есть запас свободных коек. Пару недель назад расширили покрытие настенного кислорода и стало намного комфортнее, кислородные концентраторы шумные и часто ломались. Теперь антибиотики и гепарины, назначаемые каждому пациенту, иногда заканчиваются, но всегда есть замена аналогами. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты хорошая: комбинезоны разные — от ламинированного, в котором пот бежит рекой, до тоненьких мешков. В последнее время — как на фото, в таком комфортно работать. Респираторы марлевые — не очень удобные, но их в изобилии, как и прочих расходных материалов», — пояснил Арсений.
Власти сообщают, что бесплатные лекарства начали выдавать заболевшим не только с подтвержденным COVID-19, но и с подозрением на него. «Сейчас препараты получают 3450 человек. Запаса медикаментов хватит более чем на 12 тыс. жителей», — уточняют в правительстве.
Медик работающей в одном из районов Пермского края бригады скорой помощи Светлана Р. рассказала «Новой», что бесплатные лекарства больным не выдаются и с подтвержденным тестом: «Много жалуются пациенты, что приходит терапевт и обещает, что будут лекарства и повторный мазок, а потом просто не приходят, а только звонят по телефону». И по-прежнему большая часть вызовов в районе — пневмонии. «Коронавирус ли это, мы не знаем, мазок мало у кого берут. Тяжелых случаев стало меньше, я бы сказала, в разы. Потому что места есть в больницах. Но прибавились детские вызовы с высокими температурами до 40 градусов», — говорит Светлана.
В Прикамье поступил «Спутник V» для вакцинации 2600 человек. Администрация сообщает, что в Перми с 7 по 14 декабря сделаны прививки 355 медикам. Сотрудники скорой и ковидариев, говорившие с «Новой», отказались от вакцинации, а в их коллективах «мало кто согласился». Среди причин отказов от прививки называют две: переболели или предпочли бы другую вакцину.
7 декабря от осложнений, вызванных COVID-19, умерла ректор пермского медуниверситета Ирина Корюкина, а 8 декабря — завкафедрой анестезиологии, реанимации и скорой медицинской помощи университета Андрей Николенко, ему было 48 лет. В регионе ежедневно теперь умирает более 30 человек с диагнозом «COVID-19». Всего смертей в крае 1478.
Александра Семенова
Крым и Севастополь
Крым и Севастополь продолжают бить собственные рекорды по количеству ежедневно заболевающих COVID-19. Если республика на прошлой неделе показала рекорд 289 заболевших, то теперь количество зараженных еще больше — свыше 350 человек в день. Севастополь на прошлой неделе показывал статистику 60–70 заболевших, а теперь добрался отметки в 81 человека в день. Многочисленные жалобы под постами в соцсетях на личных страницах обоих глав регионов одинаковые: медлительные скорые, отказы в госпитализации с симптомами коронавируса, нехватка лекарств и рост цен на противовирусные препараты в аптеках. Немало проблем и у тех, кто лечится от ковида амбулаторно: ждать врача на дом приходится долго, получить бесплатные лекарства почти невозможно.
Сам глава Крыма Сергей Аксенов признает: жалоб от людей немало, как и от медиков — на невыплаты надбавок. «Для тех, кто лечится амбулаторно, доступность помощи, в том числе консультаций, выдачи лекарственных препаратов, хромает, и не просто хромает, а хромает на две ноги», — признает Аксенов. Глава республики призвал подчиненных уменьшить очереди в поликлиниках и предложил проводить консультации врачей по телефону. «Больные люди от безысходности сами идут в аптеки и стоят в очередях, едут в очередях, и благодаря этому мы наворачиваем новое количество заболевших», — заявил он.
Третью неделю подряд губернатор Аксенов обещает создать единую интернет-базу, которая будет показывать наличие лекарств в аптеках. Но она все никак не создается.

У Севастополя также проблемы с борьбой с коронавирусом. Правда, говорят о них севастопольские власти меньше. В отличие от Крыма, где заседания оперштаба транслируются онлайн, в Севастополе в соцсетях можно узнать только ежедневную статистику заболевших, умерших и выздоровевших. Власти города скупы на разъяснения коронавирусных реалий.
На этой неделе губернатор Михаил Развожаев впервые публично признал очевидное, заявив, что стационары в Севастополе переполнены, часть больных лежит в коридоре, а львиная доля ковидных больных находится на амбулаторном лечении. В стационарах города 845 «ковидных» коек, но этого недостаточно, так как нагрузка на медицинскую инфраструктуру города изначально не была рассчитана на такой объем заболевших, заявил глава города. Сейчас в Севастополе возводится модуль в инфекционной больнице (его губернатор обещал сдать в начале декабря) и планируется строительство дополнительного здания в девятой горбольнице.
Профильный вице-губернатор Александр Кулагин сообщил, что в регионе выросло количество заболеваний внебольничными пневмониями, а главный специалист-эксперт территориального отдела по городу Севастополю Зарема Смаилова сообщила, что на 28% увеличилось количество заболеваний ОРВИ среди взрослого населения.
Надежда Исаева
Тюменская область
В тюменских моногоспиталях сокращают количество коек. Официальная причина — улучшение статистики по коронавирусу. Правда, пока улучшение не выглядит кардинальным: 17 декабря зафиксировано 166 случаев заражения, 16-го — 163. По сравнению с минувшим воскресеньем, 14 декабря, ситуация действительно улучшается: тогда было 176 заболевших. Но нынешние цифры — такие же, как 10-11 декабря.
Тем не менее тюменские власти сократили 240 коек: 110 в «Энергетике», 80 в «Градостроителе» и 50 в филиале инфекционной больницы на улице Новой. Часть моногоспиталей и вовсе решили перепрофилировать назад — под общетерапевтические нужды: 16 декабря к «доковидному» режиму вернули стационар Сорокинской районной больницы. В регионе сегодня действует 17 моногоспиталей, половина из которых работает с тяжелыми пациентами. В коечном фонде 3683 койки, свободно более 20%.
Несмотря на стабилизацию эпидемиологической обстановки, власти не спешат выводить с дистанта учеников 6–10-х классов. 16 декабря инициативная группа тюменцев обратилась в приемную губернатора Моора с предложением прекратить дистанционное обучение для всех детей. Люди собрали порядка 1 тыс. подписей за. Тем не менее в региональном правительстве заявление не приняли, ссылаясь на эпидемиологическую обстановку. В начале декабря должно было состояться итоговое сочинение для 11-классников, которое также пока перенесли.

Рестораны и кафе 31 декабря закроются в 23:00. На этой неделе тюменские СМИ опубликовали информацию о том, что с проведением корпоративов и новогодними гуляниями нужно быть предельно осторожными: предупреждали о внедрении и облавах общественников, специалистов Роспотребнадзора и полиции, которые в новогоднюю ночь будут поверять закрытые вечеринки, а тайные мероприятия искать в интернете. Региональный оперштаб и волонтеры опровергли эту информацию. Роспотребнадзор пока активно проверяет предприятия на соблюдение «ковидных» мер: за первые две недели декабря нарушения установлены в 33% проверенных компаниях, 18 из них прекратили работу по решению суда.
В регионе началась массовая вакцинация «Спутником V». На первом этапе количество доз ограничено: пока прививают врачей, учителей, социальных работников и воспитателей детских садов. Для вакцинации открыто семь пунктов: четыре в Тюмени и по одному в Ишиме, Тобольске и Ялуторовске. «Хочу успокоить население. Мы вступили в этап массовой вакцинации. Мы будем получать новые дозы вакцины и периодически увеличивать контингент», — завила замгубернатора Ольга Кузнечевских.
Правда, о том, что на массовую вакцинацию откликнулись сами тюменцы, говорить не приходится: в городе не хватило добровольцев для испытания вакцины. Как сообщили Ura.ru в ТюмГУ, для успешного проведения эксперимента не хватило 100 человек. 40% добровольцев из числа работников системы образования было отсеяно из-за наличия антител к коронавирусу, что является основным препятствием в исследовании.
Есть и совсем позитивные новости — в Областной клинической инфекционной больнице спасли 72-летнюю тюменку с 48% поражения легких. Течение коронавируса осложняло наличие у пациентки артериальной гипертензии. К пожилой женщине врачи-инфекционисты пригласили кардиолога из тюменского Многопрофильного консультативно-диагностического центра, и благодаря совместному грамотному лечению пациентке не понадобилась ИВЛ.
Юлия Баталова
Этот материал вышел благодаря поддержке соучастников
Вы считаете, что материалы на такие важные темы должны появляться чаще? Тогда поддержите нас ежемесячными взносами (если еще этого не делаете). Мы работаем только на вас и хотим зависеть только от вас – наших читателей.