КомментарийКультура

Без чего человек прожить не может

В этом году театр испытан на прочность пандемией, онлайном и четвертью зала. Итоги фестиваля «Уроки режиссуры»

Без чего человек прожить не может
«Нас обвенчает прилив», Эмилия Спивак и Константин Дунаевский. Фото: urokirezhissury.ru

Нужен сейчас театр или не нужен? Нравственно его присутствие в нынешних обстоятельствах или безответственно? В какой мере его жизнь будет определять экономика опасений, а в какой — зрительская потребность просветления? Ответы ищут все, кто причастен к театральному делу, — на сцене и вне ее.

— Ну вы же понимаете: без одежды человек прожить не может, а без театра — вполне! — сказал мне один из первых людей московской мэрии, обидевшись на сопоставление дикой многолюдности торговых центров с полупустыми театральными залами.

Ответственные за ограничения не хотят знать: это путь в пещеру. Ведь как точно сказал один мудрец века полтора назад: в годину испытаний нация может обойтись без необходимого, а без лишнего — никак. Среди 25% посетителей театра больше нет случайных.

Приходят и три часа сидят в масках только те, кто вне сценического искусства ощущает свою жизнь пустой.

В последние месяцы мне как арт-директору фестиваля случилось получить совсем новый опыт:среди моря онлайна «Уроки режиссуры» идут вживую. Пандемия выравнивает права сцены и реальности, и некоторые мгновения жизни за кулисами фестиваля были так же важны, как то, что происходило на сценах.

…Когда очередная театральная команда (из Воронежа, Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Перми) сообщала о получении отрицательных тестов.

…Когда артист, заменяя заболевшего товарища, вводился в спектакль за два дня, репетируя с постановщиком в zoom’e.

…Когда один из директоров-партнеров признался: сделает все, чтобы артисты приехали в Москву — для них это тоже вакцина!

…Когда администраторы доложили, что за кулисами РАМТа ждут, пока родители отыграют на сцене двое шестимесячных близнецов, Максим и Марк, и это их первые гастроли.

…Когда одна из актрис после спектакля сказала без тени иронии: «Надо же — а Москва есть! А мы уж и не верили!»

Четвертый фестиваль в рамках биеннале театрального искусства и второй, на котором представлены работы мастеров, являл театр разных типов: от наивного до интеллектуального. Его конкурсанты — Алексей Бородин и Юрий Бутусов, Сергей Бобровский и Михаил Бычков, Сергей Женовач и Дмитрий Крымов, Евгений Каменькович и Владимир Мирзоев, Иван Поповски и Алексей Песегов, Олег Рыбкин, Семен Спивак, Сергей Федотов

Тринадцать мастеров, каждый из которых единствен. Билеты на их спектакли разлетались молниеносно, зрители рублем и отвагой подтверждали известный тезис Сокурова «культура — наш единственный способ оставаться людьми». Тем, кто выходил на сцену, в полупустом зале аплодировали за всех отсутствующих.

Сергей Бобровский в театре города Бийска устроил живой вертеп, веселый, бьющий энергией. Для «Ночи перед Рождеством» нужны «дюже смачные» персонажи, и они нашлись, истинно гоголевские, что Черт, что Голова, что Чуб, что Дьяк. А уж какие бабы в Диканьке, на скрепы тянут. Черевички, которые привозит Вакула от царицы своей роскошной Оксане, — фигурные коньки со сверкающими лезвиями. В таких в наши дни, умеючи, и в Кремль въехать можно.

«Доходное место», Свердловский театр драмы. Фото: urokirezhissury.ru
«Доходное место», Свердловский театр драмы. Фото: urokirezhissury.ru

Михаил Бычков из Воронежского Камерного показал «Бальзаминова», а Владимир Мирзоев в Екатеринбурге поставил «Доходное место». Писал Островский такие характеры, что его механизм создания архетипов до сих пор сбоя не дает. Как тепло устроиться в мире тем, кто только этого и жаждет, и что делать тем, кому об этом и мыслить противно — вечная оппозиция драматурга.

Бальзаминов терзаем той постыдной скудостью коммунального быта, которую помнят те, кто обитал в советских временах. У Михаила Гостева глаза горят белым огнем пустой мечты, исступлением прожектера. И фон ему постановщик выстраивает соответствующий — краденый, жадный провинциальный мир, и тема возникает очень нынешняя: чтоб все как-то так, само собою, без всяких трудов образовалось…

В «Доходном месте» Свердловского театра драмы работает ансамбль, центром которого неожиданно становится Фелисата в исполнении блестящей актрисы Ирины Ермоловой: беспощадная поклонница порядка, этакий зловещий киборг, готовый весь мир вывернуть наизнанку. Вторая редакция спектакля подчеркивает зоологическую небрезгливость персонажей к технологиям «достойной жизни», обостренную гротескным рисунком, который дает режиссер ключевым персонажам.

Спектакль Олега Рыбкина «Мы, герои» из Красноярска выводит к зрителю сложный и тонкий текст Лагарса, строя театр в театре, исследуя вечные повороты человеческой комедии. Режиссура мгновений — то, чем виртуозно владеет Семен Спивак, переливается в неимоверной красоты декорациях Александра Орлова к спектаклю «Нас обвенчает прилив» по пьесе Ануйя и в яркой работе Эмилии Спивак, Жанетты. Сергей Федотов открыл Москве «Поле» ирландца Джона Б. Кина: пермский театр «У моста» — из самых крепких в глубинке. Густой быт, некогда заклейменный как бескрылый натурализм, возвращается на подмостки, чтобы стать инструментом познания.

«Нас обвенчает прилив», Молодежный театр на Фонтанке. Фото: urokirezhissury.ru
«Нас обвенчает прилив», Молодежный театр на Фонтанке. Фото: urokirezhissury.ru

Несколько слов о Московской программе фестиваля — мы писали обо всех ее событиях именно потому, что сразу по выходе они таковыми становились. Но на недавних премьерах, кажется, лежит тень происходящего — не было года, когда театр потерял бы так много значимых людей.

И трагически-веселая игра, затеянная Сергеем Женовачом в «Старухе», и драма хрупких семейных отношений, которую препарирует Бутусов, и пронзительный лиризм Крымова, сделавшего спектакль из своей биографии, — во всем слышится мелодия новой откровенности. «Не теряйте отчаяния!» — советовал некогда историк искусства Николай Пунин; художники сегодня различают этот мотив все отчетливее.

Сейчас, когда в зале 25 процентов публики, люди цеха заняты больше, чем прежде. Чтобы удержать театр и удержаться самим, все репетируют, преподают, занимаются вводами, ездят на гастроли, пишут инсценировки. Спасаются работой и заворачиваются в тексты. Театр создает реальность — и так побеждает действительность.

В российской глубинке живут нелегко, и если уж на столичных сценах обострились все проблемы, то на местах в рост встал вопрос выживания.

Помогут ли краевые начальники, даст ли хоть что-то центр, останутся ли верными зрители — и когда настанет время «после»? Вернувшись из Москвы, хлебнув озона успеха, театры один за другим шлют «письма счастья»: «…участие в фестивале стало для многих участников настоящим чудом… Мы получили множество положительных эмоций, которыми смогли поделиться не только с коллегами, но и со всем городом».

Мастерские «Уроков режиссуры» в этом году шли под грифом «Чехов. Опыты» — как-никак 160 лет со дня рождения лучшего «врача» среди русских прозаиков/драматургов. Лаборатории давали простор замыслам молодых. Музей имени Бахрушина, талантливый партнер, подготовил выставку «Власть сада», посвященную сценической истории «Вишневого сада», ставшую прологом фестиваля. Он прошел при поддержке Фонда президентских грантов.

«В театр и кино можно, а в музеи нельзя»

16 декабря директора крупнейших московских музеев подведут итоги года. Итоги печальны, последствия могут быть еще хуже

Итак, в этом году театр испытан на прочность как никогда: и пандемией, и онлайном, и четвертью зала.

Работающая модель фестиваля «Уроки режиссуры» — полижанровая (сцена, лаборатория, мастерская, театральная книга и выставка) и держится на смычке «мастера–молодые». А опыт искусства есть и опыт братства. Он экзистенциален, дорого оплачен, бесценен. Если доживем, пятые «Уроки режиссуры» попытаются предъявить будущее. И в этом будущем, надеемся, театр снова будет дышать, где хочет, глубоко и свободно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow