Дания — один из крупнейших экспортер норкового меха в мире: на долю аукционного дома Kopenhagen Fur, который объединяет более тысячи норковых ферм в Дании, приходится 40% общемирового производства. Сейчас в Дании, по разным подсчетам, от 12 до 17 миллионов норок. В отличие от некоторых европейских стран, которые в последние годы решили законодательном образом сократить или вообще запретить производство норкового меха, Дания до сих пор не принимала никаких шагов в этом направлении.
Первые случаи распространения коронавируса на норковых фермах были зафиксированы еще несколько недель назад — к настоящему времени часть животных уже уничтожена, а владельцам ферм правительство выплачивает компенсации.
Владельцы ферм, конечно, протестуют.
«Коронавирус не должен распространяться дальше в обществе, но мы, заводчики, умеем этого избегать, — заявил 31 октября председатель Датской ассоциации пушных зверей Таге Педерсен. — В Северной Ютландии заразились лишь несколько человек, не имеющих отношения к нашей деятельности, но почти все они уже выздоровели. Общественное здоровье важнее всего, но мы считаем, что можно обеспечить как общественное здоровье, так и устойчивое производство норки.
В правительстве решили иначе: 4 ноября премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила, что все норки в стране должны быть уничтожены.
«Вирус мутировал в норках, и, мутировав, распространяется среди людей. [Ситуация] несет в себе риск того, что вакцина, которая скоро должна появиться, не будет действовать должным образом», — сказала премьер.
Накануне, 3 ноября, специалисты датского научно-исследовательского Statens Serum (SSI), который является главным в стране центром по борьбе с пандемией, опубликовали доклад, в котором подтвердили возможность передачи вируса от норки к человеку.
«По состоянию на 2 ноября инфекция SARS-CoV-2 была обнаружена на 191 норковой ферме, — говорится в докладе. — Это произошло, несмотря на интенсивные действия властей с целью ограничить распространение вируса. Наблюдается заражение новыми типами вируса SARS-CoV-2, который передается от норок местному населению. Организм норки является резервуаром для вируса — и это создает основной риск для разведения норок».
Кроме того, отмечают ученые, в организме норки вирус подвергается определенным мутациям. Изменения наблюдаются в так называемых спайк-протеинах, которые вирус использует для проникновения в клетку. Именно к этим спайк-протеинам вырабатываются антитела после перенесенного заболевания — на этом выстроен принцип вакцины.
«Предварительные исследования показывают, что этот вирус проявляет пониженную восприимчивость к нейтрализующим антителам человека, перенесшего инфекцию, — отмечается в докладе. — Это доказано в ходе лабораторных экспериментов, которые продемонстрировали повышенную сопротивляемость вируса к антителам людей, инфицированных не относящимся к норкам вариантом SARS-CoV-2».
Таким образом,
человек, уже переболевший коронавирусом или прошедший вакцинацию, все равно может оставаться уязвимым для нового, «норкового» варианта вируса.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ученые приходят к следующему выводу: разведение норок небезопасно, пока не прекратится текущая эпидемия. В противном случае вирус будет ходить по кругу: от человека к норке и от норки к человеку — в зоне риска окажутся работники ферм, которые находятся в непосредственном контакте с животными, и будут передавать этот вирус другим людям.
«При самом худшем сценарии мы вызовем начало новой пандемии в Дании, — отметил директор института SSI Коре Мёлбак. — Существует риск, что мутировавший вирус будет настолько отличаться от остальных, что мы должны будем создать новую вакцину <…> Мы вернемся к самому началу».
Дания — не первая страна, столкнувшаяся с риском передачи коронавируса человеку от норок. Весной вспышка коронавируса затронула 16 норковых ферм в Нидерландах. Голландские вирусологи протестировали 97 работников ферм, у 66 человек был найден коронавирус. При этом врачи полагают, что, по крайней мере, 2 человека были инфицированы в результате контакта с животными.
«Пока неизвестно точно, как именно вирус передается человеку, — рассказал «Новой газете» профессор Вим ван дер Пул, один из исследователей вспышки коронавируса в Нидерландах. — Я полагают, люди инфицируются прежде всего, вдыхая частички вируса с воздухом».
При этом, говорит вирусолог, норки вообще не виноваты. Если в случае с уже привычным нам коронавирусом произошло, по мнению многих ученых, примерно следующее — вирус летучих мышей мутировал таким образом, что человек стал к нему восприимчив — с норками все было ровно наоборот.
Именно человек изначально принес вирус на норковую ферму, а животные по какой-то причине оказались к нему восприимчивы.
То есть, человек заражает норку, норка заболевает, вирус в ее организме подвергается определенным мутациям, а потом норка передает «обновленный» вирус человеку.
Важный вопрос — в какую сторону мутирует вирус, но ответа на него пока нет.
«Пока неизвестно, влияют ли эти изменения на вирулентность вируса, скорость его распространения, на течение болезни, — говорит профессор Вим ван дер Пул. — Возможно, вирус становится мягче, возможно — наоборот. Поэтому я не знаю, насколько опасны эти мутации — но это достаточное основание для уничтожения норок».
В июне правительство Нидерландов постановило умертвить около 10 тысяч животных. Местные зоозащитники попытались оспорить это решение через суд, но безуспешно. При этом Нидерланды в принципе планируют отказаться от промышленного разведения норок — с 2024 года эта деятельность станет незаконной.
Вспышки коронавируса среди норок были также зафиксированы на нескольких фермах в американских штатах Юта, Мичиган и Висконтин — но там пока не зарегистрированы случаи передачи инфекции к человеку.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68