КолонкаЭкономика

Гибридная пятилетка

Переход на электромобили окончательно добьет нефтяной рынок, и ждать осталось совсем недолго — не более 10 лет

Этот материал вышел в № 116 от 21 октября 2020
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 116 от 21 октября 2020

13:32, 19 октября 2020

1

Максим Авербух
13:32, 19 октября 2020

1

Максим Авербух

Фото: РИА Новости

Международное энергетическое агентство в своем недавно опубликованном докладе прогнозирует, что «медленное восстановление экономики после пандемии грозит отсрочить полное восстановление мирового спроса на энергию до 2025 года». И потом — видимо, чтобы окончательно погрузить нефтяников в пессимизм, — добавляет, что с 2030 года мировой спрос на нефть и вовсе начнет сокращаться.

То есть все «светлое будущее» нефтяного рынка заключено в небольшом периоде 2025–2029 годов.

Правда, страны-нефтеэкспортеры и нефтяные компании надеются, что вызванное провалом стоимости нефти масштабное недоинвестирование отрасли приведет к серьезному спаду добычи как раз к середине текущего десятилетия, что обернется возвратом цены нефти к $80–90 за баррель. 

Вполне вероятно, так оно и будет, вопрос в том, что это будет тот самый «прыжок дохлой кошки», про который так любят рассуждать «медведи» фондового рынка. 

Всего в сентябре 2020 года в этих странах было продано 144 000 плагинов, что составляет 13% от совокупных автопродаж доковидного сентября 2019 года. 

Особо отмечу скорость изменений:

  • в сентябре этого года в Норвегии только плагинов продано на 14% больше, чем всех автомобилей в сентябре 2019 года;
  • доля плагинов на крупнейшем авторынке континента — в Германии — достигла 15,6%; 
  • Испания прошла путь от почти нуля (0,3%) в 2018-м до 5% в 2020-м за 4 года; 
  • Великобритания — с практически нуля (1,3%) в том же 2016-м до 10,5% также за 4 года, 
  • Германия за те же 4 года скакнула от 1 до 15,6%. 

Это крупные авторынки. Средний по размеру рынок Нидерландов скакнул от 9,5% плагинов в 2018 году к нынешним 23% за 2 года. Шведский рынок прошел путь от 5 до 37% за 4 года. 

То есть можно предположить, что к искомому 2025 году доля плагинов на крупных авторынках подтянется с нынешних 10–15 до 25–30%. И вот тут резко подорожают бензин и дизтопливо. В то же время у большинства крупнейших мировых производителей автомобилей к 2025 году будет готова линейка плагинов, практически полностью дублирующая их линейку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания — по крайней мере таковы озвученные ими планы. 

Опять же, согласно планам Еврокомиссии, к 2025 году в Евросоюзе должна работать сеть публичных зарядных станций мощностью в один миллион точек зарядки. Для сравнения: в США их более чем 200-миллионный автопарк сейчас обслуживают 1,1 млн колонок. Скорее всего, Европа на 2–3 года опоздает с достижением поставленной перед собой цели, но на общую ситуацию это опоздание сильно не повлияет.

Тут, правда, надо отметить, что в той же Германии порядка 2/3 розничной стоимости автомобильного топлива составляют налоги. То есть даже двукратный рост стоимости нефти приведет к удорожанию бензина и дизеля не в разы, а примерно на треть. Но скаредному европейскому потребителю, скорее всего, хватит и этого. 

Спрос на плагины с их электрическим двигателем резко увеличится, спрос на автомобили с ДВС так же резко сократится, и… скачок цены нефти станет последним в ее истории,

потому что именно он и убьет спрос на нефть. И тогда начало перманентного сокращения спроса на нефть придется не на 2030-й, а на 2027–2028 годы.

Но дальше может быть хуже. Поставьте себя на место автопроизводителей, которые на фоне неизменного количества покупателей вынуждены поддерживать два дублирующих друг друга производства — плагинов и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Для любого производства это лишние расходы, а сверхприбылей в автопромышленности не наблюдается уже многие десятилетия. 

При этом доля плагинов подскочит к половине, автомобили же с ДВС будут уходящей натурой. Что делать автопроизводителям? Правильно — требовать от законодателя скорейшего введения запрета на продажи новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Это позволит автоконцернам прекратить производство автомобилей с ДВС, сократить расходы и увеличить прибыль. 

Вывод: отказ от двигателя внутреннего сгорания может произойти скачком, за несколько лет и гораздо раньше, чем его ожидают.

Через десятилетие на помойку уйдут последние отслужившие свое автомобили с ДВС, и спрос на нефть сократится катастрофически. 

Тут надежда на гибриды, которые топливо хоть и меньше, но все же потребляют. Однако появление в Евросоюзе, Китае и США общенациональных сетей зарядных станций делает покупку гибрида бессмысленной — зачем потребителю платить за два двигателя в одном автомобиле, когда электрические зарядки теперь буквально на каждом углу?

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#россия #нефть #экономика #электромобили
Slide 1 of 1
Slide 1 of 1
Slide 2 of 2

выпуск

№ 26 от 12 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • № 16 от 15 февраля 2021
    № 16 от 15 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Комментарий

Президент прислушался к тишине Какую роль сыграла посадка Навального в назначении Сергея Королева первым замом директора ФСБ

259222

2.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

234391

3.
дата-исследование

Счастье есть За борьбой с пармезаном и польскими яблоками власти не заметили, как у россиян перестало хватать денег на продукты. Исследование «Новой» о росте цен

196210

4.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

122851

5.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

107783

6.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

102990

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera