Старинное мощение улиц бережно сохраняется в Европе — оно составляет предмет охраны и защищено законом. В Риме можно пройти по базальтовой брусчатке времен императора Августа. В Риге, Таллине и Праге особую прелесть вымощенным дорогам и дворам придает та самая подлинность: вот как уложили в свое время эти камни, так и лежат они, не потревоженные веками.
В Петербурге старинное мощение улиц сохранилось в очень немногих местах: у Шереметевского дворца, на Мойке, 12, у усадьбы Державина на Фонтанке, на улице Репина на Васильевском острове, хотя его во время ремонта частично переложили несколько лет назад, и только вмешательство градозащитников позволило оставить подлинные участки. К октябрю должен завершиться ремонт Тучкова переулка — там дорожники обещают только сохранить рисунок исторического мощения, то есть сами камни будут переложены заново. Есть еще Усть-Ижора, где на территории старинного Шлиссельбургского тракта сохранилась старинная брусчатка, — этот участок после усилий градозащитников частично получил статус выявленного памятника в апреле 2020 года.
Новая достопримечательность
Неожиданную находку сделали в середине июля, когда во дворе дома на проспекте Римского-Корсакова, 39, начались работы по благоустройству по заказу МО «Адмиралтейский». Подняли асфальт — а там весь двор как в позапрошлом веке. Булыжник, брусчатка, канавка для воды. Открывшаяся подлинность могла бы сделать это место единственным в своем роде.
Член совета дома Виталий Дмитриев позвонил в Комитет по охране памятников (КГИОП) и вызвал полицию, чтобы остановить работы. Активист собрал подписи арендаторов помещений и собственников квартир и направил обращение к чиновникам с просьбой о сохранении исторической брусчатки.
К ситуации подключились Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК) и археологи Института материальной культуры РАН: специалисты датировали мощение XIX столетием, в КГИОП ушло историко-культурное заключение за подписью заместителя председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаила Мильчика. Муниципалам, как заказчикам работ, ничего не оставалось, как официально заявить о находке, но особого рвения сохранить найденное (и вообще даже как-то возгордиться — теперь у нас во дворе такое!) они не проявили. Наоборот,
брусчатка, похоже, доставляла лишь досадные неудобства, мешая быстро провести работы.
Тем временем специалисты петербургского ВООПИиК предложили эскизный проект реставрации исторического мощения: предполагалось, что подлинные участки будут законсервированы — это придаст старому двору не просто особый шарм, а сделает его уникальной достопримечательностью в городе. А для удобства жителей, арендаторов и посетителей можно сделать дорожки — ведь ходить по булыжной мостовой не слишком удобно.
«Братки» и брусчатка
В последний день июля градозащитники пригласили журналистов, чтобы показать двор и фрагмент брусчатки, который активисты расчистили вручную. Оказалось, правда, что у собственников помещений в доме нет единого мнения по поводу сохранения неожиданной находки.
«Поймите, сохраняя одно, мы нарушаем другое», — высказался мужчина, представившийся Игорем Аванесовым, собственником одного из флигелей. По словам Аванесова, его, как председателя совета дома, не поставили в известность о сборе подписей — а работы по благоустройству надо срочно продолжать, так как флигель подтапливает из-за того, что двор разворочен. Примечательно, что сам Аванесов является генеральным директором АО «СПб Гипроавтотранс» — компании, у которой основным видом деятельности названа архитектурная.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По словам члена президиума Петербургского ВООПИиК Анны Капитоновой, у градозащитников не получается наладить конструктивное общение с муниципалами, хотя это необходимо для решения вопроса.
«У нас вообще мало данных о том, как в Петербурге мостили дворы, а то, что сейчас открылось, — это уникальный источник для дальнейших исследований,
— отметила Капитонова. — Мы согласны, что работы надо продолжать, но с реставрационным подходом, при этом сохранить весь булыжник, который уже поднят».
Так или иначе, утром в субботу, 1 августа, во дворе дома Семенова появилась тяжелая техника — брусчатку начали демонтировать. Градозащитники и жители забили тревогу, приехавший представитель КГИОП работы остановил. Уехал — все продолжилось. Позже во дворе появились крепкие молодые люди, пытавшиеся оттеснить активистов. Началась потасовка, видео которой разлетелось по соцсетям.
После пяти вечера во двор снова приехал представитель Смольного и муниципальные депутаты. Работы свернули, техника уехала.
Любые работы незаконны
Казалось бы, и градозащитники, и Смольный сходятся во мнении, что находка имеет важное историческое значение. Весь вопрос в том, как сохранить ее первозданный облик: законсервировать в том виде, в котором брусчатка была обнаружена, или демонтировать, а после окончания гидротехнических работ выложить заново?
4 августа градозащитники организовали одиночные пикеты перед зданием КГИОП. На мероприятие пришли активисты с жителями дома — те, кто вручную расчищал старинное мощение. В этот день в комитете прошло совещание под председательством главы ведомства Сергея Макарова, в котором участвовали глава МО «Адмиралтейский округ» Евгений Барканов, глава Центрального района Светлана Штукова, проектировщики и представители ГУП «Водоканал».
Журналистов на встречу не пригласили. Как сообщается на сайте КГИОП, против сохранения найденного мощения высказались председатель совета дома Игорь Аванесов и глава МО «Адмиралтейский округ» Евгений Барканов: брусчатка в том виде, в каком она существует сейчас, пропускает воду, что приводит к подтоплению и намоканию подвалов и фундаментов здания. А устройство гидроизоляции без перекладки старинного мощения невозможно.
Впрочем, по словам специалистов Водоканала, эту техническую задачу решить можно — нужно лишь заменить старый дождевой колодец во дворе, сделав его уровень ниже.
«Однако Барканов отказался от такого решения, настаивая на полной переборке, и смог убедить в этом КГИОП, — поведали «Новой» по итогам совещания представители ВООПИиК. — Все наши предложения сохранить подлинный участок булыжного мощения без переборки были отклонены».
5 августа ВООПИиК опубликовало на своей странице в соцсети обнадеживающую информацию: идея с понижением люков водостока все же будет проработана в Смольном. В КГИОП подтвердили, что, пока решается этот вопрос, любые демонтажные работы во дворе незаконны.
Тем временем активисты боятся ответных действий со стороны коммунальщиков и готовы организовать во дворе дома круглосуточное дежурство. «Остается прийти и встать на камнях», — написала в комментариях неравнодушная петербурженка.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68