КолонкаЭкономика

Чем плох отечественный производитель

Идеи, которые выгодны только богатым, еще и неплохо оплачиваются

Все знают, что отечественный производитель — это хорошо. Патриоты любят его, потому что он отечественный, а либералы — потому что он производитель. Мы можем спорить об отношении к иностранцам, считать их врагами или друзьями, но в отношении экономики обычно бываем едины: надо стимулировать отечественного производителя для того, чтобы Россия развивалась, появлялись новые рабочие места, выплачивались налоги, росли поступления в бюджет, а значит — изыскивались средства на социальные расходы. Однако на самом деле представление о важности отечественного производителя для отечественной экономики — это миф. Один из важнейших мифов путинской России, поскольку в его распространении заинтересованы весьма влиятельные силы.
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Если какой-то иностранный предприниматель открыл на территории России свое предприятие, он точно так же предоставляет рабочие места и зарплату гражданам нашей страны, как и отечественный производитель. Конечно, в возбужденном сознании старого марксиста, переквалифицировавшегося в юного патриота, может возникнуть представление, будто акулы зарубежного капитализма эксплуатируют трудящихся, тогда как благостные отечественные предприниматели дают им Христа ради рабочие места. Но если откинуть идеологию, то здравый смысл никакой разницы между эксплуатацией и предоставлением рабочих мест не обнаружит.

Предприятие, созданное с помощью зарубежного капитала, точно так же должно платить налоги в российский бюджет. И работник этого предприятия свой подоходный налог тоже платить обязан. Так что государственная казна нисколько не проигрывает, если у нас в стране появляются иностранные компании. Совсем не обязательно менять их на отечественные, чтобы у государства имелись деньги на социальные программы, культуру, здравоохранение, образование.

Иностранец, правда, может выводить прибыль за рубеж вместо того, чтобы инвестировать ее здесь же, в стране, которая дала ему заработать эти деньги. Такая проблема действительно существует.

Но ведь и отечественный производитель точно так же способен выводить капиталы из своей страны. И мы каждый год фиксируем, увы, отток этого капитала.

За рубежом уже имеются большие колонии российских бизнесменов и чиновников, которые предпочитают вкладывать деньги на своей «новой родине». Проблема вывода капитала не имеет никакого отношения к тому, кто этот капитал у нас заработал — свой предприниматель или иностранный. Она связана тем анализом выгод и рисков, который осуществляет в ходе своей деятельности любой инвестор. Если выгоды вложения денег в России велики, а риски незначительны, капиталы идут сюда. Если же заработать здесь деньги трудно, но зато собственность твою могут легко отнять бандиты или силовики, капиталы отсюда уходят. Именно большие риски привели сегодня к оттоку денег.

Принципиальное различие между отечественным предпринимателем и зарубежным — лишь для самих бизнесменов. Любая государственная поддержка отечественного предпринимательства оборачивается перераспределением доходов в их карманы. Поэтому отечественный бизнес кровно заинтересован в такой поддержке. Деньги на эти нужды платит все общество, но выгоды получают лишь те, кто непосредственно подставляет карман под денежный поток, создаваемый государством.

Более того, рядовой потребитель может даже проигрывать от государственной политики, направленной на поддержку отечественного предпринимателя. Если в результате такой политики иностранец сочтет, что его интересы ущемляются, он может уйти из российской экономики. Тогда при прочих равных условиях конкуренция снизится, а цены повысятся. Не стоит думать, будто отечественный производитель, оставшийся без конкурента, будет благородно поддерживать низкие цены.

Токсичная гавань

В мире не осталось желающих инвестировать в Россию

Он обязательно воспользуется благоприятной для него ситуацией: мы помним, как наш бизнес вздувал цены на продукты после путинского указа о запрете зарубежного сыра, подписанного шесть лет назад.

Идеи, которые выгодны богатым, порой неплохо оплачиваются. А вот то, что выгодно широким массам потребителей, обычно не оплачивается никак. Потребители — всегда плохие лоббисты своих интересов: они аморфны, плохо организованы, не обладают средствами для отстаивания своих интересов, да и не понимают этих интересов, поскольку находятся в плену мифов. Кроме того, выигрыш отдельного крупного предприятия от получения господдержки бывает огромен, и за него стоит побороться, тогда как наш проигрыш от того, что сыр из-за ослабления конкуренции стал несколько дороже, не столь велик. Он не возбуждает праведный гнев потребительских масс. И вот мы уже вяло ворчим, больше платим и смиряемся со своими неприятностями так, как будто они неизбежны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow