Позиция следователей — подозреваемые и «иные неустановленные лица» с 2018 года активно работали в местной ячейке «Свидетелей» «Центральная, Воронеж».
Позиция самой организации — на этой неделе в Воронеже, в пригородном селе Бабяково, в муниципалитетах Семилуки и Лиски произошли масштабные «религиозные гонения на верующих, которых преследуют исключительно за христианскую веру»:
110 обысков только за один день 13 июля.
Уже 14 и 15 июля по решению Ленинского районного суда все десять задержанных иеговистов отправлены в СИЗО, где пробудут минимум до 3 сентября.
Реакция на эти события в местном сообществе неоднозначная.
Михаил Жеребятьев
религиовед
— Новый экстремистский статус «Свидетелей» лишил российское общество возможности «самонастройки религиозного пространства», когда конфессии могут сами договариваться между собой о правилах публичного поведения, а государство должно лишь выступать в этих отношениях арбитром. Когда в 2017 году «Свидетелей Иеговы» в России запретили, то многие эксперты усомнились в разумности решения Верховного суда. Тогда протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин тоже отметил, что «запрет может означать уголовное преследование для десятков тысяч последователей в России, и «Свидетели» в итоге уйдут в подполье».
Но самое интересное, что в подполье-то они не ушли и не скрываются! То есть они вполне открыты, и с ними можно было бы договариваться.
Парадокс еще и в том, что в России запрещена деятельность организации «Свидетели Иеговы» — ее управленческого центра и 396 местных ячеек по стране. Но само учение как религиозное направление не запрещено.
Интересно, что с начала хрущевской борьбы с религиями «Свидетели» считались агентами американского империализма, потому что их центр находится в США. А в США их считали агентами Кремля, потому что они не исполняли привычных гражданских ритуалов. Например, не поднимали каждое утро флаг на своей лужайке перед домом.
Николай Сапелкин
историк, религиовед
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
—На мой взгляд, нынешнее лишение регистрации не сильно повлияет на состоянии «Свидетелей Иеговы». Более чем за четверть века они создали собственные коммерческие фирмы, выстроили разветвленную систему взаимодействия. Общины никуда не денутся, продолжат свою деятельность в новых условиях. Будут сложности только в привлечении новых адептов, так как им теперь нельзя вести открытую миссионерскую деятельность.
Думаю, что нынешнее регулирование деятельности их организации не стоит относить к преследованию инакомыслящих и ограничению свободы совести. Нужно разобраться: не ведет ли их деятельность к разрушению семей? Не нарушает ли права и свободы участников религиозной группы и третьих лиц? Насколько губителен отказ от оказания медицинской помощи? Отказываются ли они от исполнения установленных законом обязанностей?
Допускаю, что могут быть обстоятельства и внешнеполитического, и даже разведывательного свойства, но это секретная информация, и о ней граждан информировать не станут.
Роман Жолудь
доцент Воронежского госуниверситета, преподаватель курса «Религия и СМИ»
— Масштабная зачистка «Свидетелей Иеговы» по всей стране — это следствие одной экспертизы, сделанной три года назад. Именно по ее результатам организацию признали экстремистской и запретили в России. К «Свидетелям Иеговы» есть много претензий, и лично я оцениваю их деятельность как деструктивную. Но обвинение в экстремизме вызвало тогда недоумение не только у специалистов. Даже Владимир Путин в 2018 году публично назвал его полной чушью, хотя это в итоге ни на что не повлияло.
Если следовать логике той экспертизы, то придется признавать экстремистскими все традиционные религии нашей страны. И вот теперь целых три ведомства — СК, полиция и Росгвардия — с помощью спецназа защищают нас от экстремисток-бабушек и изымают у них экстремистскую же литературу: Библию и брошюрки «Сторожевая башня». Увы, эта история — не о религии. А о том, что вся наша жизнь стала беззащитной перед заказными экспертизами и сервильными экспертами, которые готовы подтвердить любое обвинение. Экспертиза может сделать человека экстремистом, террористом, шпионом или наркоторговцем.
Александр Верховский
директор информационно-аналитического центра «Сова»
— История запрета «Свидетелей Иеговы» не уникальна в том смысле, что у нас можно де-факто запретить исповедовать любые взгляды. Сперва запрещали их брошюрки по нелепому применительно к религиозным текстам обвинению в утверждении своего религиозного превосходства. Потом запрещали местные организации — просто потому, что находили там эти брошюрки. Наконец, запретили головную организацию за то, что в ней были эти «экстремисты». А все местные — как подразделения головной организации.
Результат таков: по Конституции люди в России могут коллективно исповедовать свою веру. Вера-то не может быть запрещена. Но стоит «Свидетелей Иеговы» это практически сделать — и это можно квалифицировать как собрание запрещенной организации, ст.282.2 УК.
Техника не уникальна, а вот масштаб уникален: в постсоветское время ни к какой другой группе не умножались у нас с такой скоростью уголовные дела. Мы видим, что механика антиэкстремистской политики приводит к фундаментальному и масштабному подрыву одной из ключевых свобод — свободы совести.
Ольга Бренер— специально для «Новой»
Воронеж
* Религиозная община «Свидетели Иеговы» запрещена в России.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68