Комментарии

Медиастрайк в поддержку Юлии Цветковой

«Новая» присоединяется к акции солидарности с ЛГБТ-активисткой из Комсомольска-на-Амуре, которой грозит тюрьма

Юлия Цветкова в суде

Культура2 435

2 4351
 

Медиастрайк в поддержку Юлии Цветковой — результат усилий группы активисток и активистов, стремящихся привлечь внимание к судебному процессу, происходящему в Комсомольске-на-Амуре, где двадцатисемилетней художнице и руководительнице детского театра предъявили обвинение в распространении порнографии. Если ее признают виновной, ей грозит реальный срок вплоть до шести лет.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Когда говорят о деле Цветковой, в первую очередь, упоминают ее работы из цикла «Женщина — не кукла». Это стилизованные под детские рисунки изображения женских тел, отличающихся от глянцевого идеала.

Это, наверное, самый известный ее проект, но порнографию нашли не в них, а в публикациях из группы «Монологи вагины» во «ВКонтакте», которую Юлия администрировала. Многие из фотографий и картин, которые там публиковались, действительно, играли с темой вульвы — в абсолютном большинстве случаев метафорически. Возможно, какие-нибудь тонкие ценители искусства могли бы предъявить к ним претензии с точки зрения художественного вкуса, но ни о какой порнографии речи быть не может.

Дело Юлии Цветковой, без сомнения, обусловлено еще и тем, что разворачивается в небольшом, удаленном от столиц городе, где просто выделяться из толпы до сих пор считается вещью наказуемой. Сама Цветкова вспоминает, что в ее детстве «людей, которые выглядят неформально, не принимали. Если какой-нибудь металлист ходил с длинными волосами, их могли поджечь». Детство Юлии, кстати закончилось не так уж давно и с тех пор тектонических сдвигов явно не случилось. А кроме того, географическая удаленность может сыграть на то, что все это пройдет незамеченным. Интересы медиа традиционно сосредоточены на центре страны.

Акция 27 июня призвана нарушить эту традицию невнимания. Ее устроители надеются повторить прошлогодний опыт защиты Ивана Голунова, но запустить реакцию «снизу». То есть  вместо схемы «главные редактора влиятельных СМИ собрались и придумали» — схема «люди приглашают медиа принять участие в акции».

По словам Дарьи Серенко, которая в месте с Лелей Нордик, Евдокией Цветковой и другими активистками выступила иницатором проекта, им было важно сделать для Юли нечто похожее на то, что было сделано для Голунова. «Но Юля совсем не такой медийный человек, как Иван, и за ней не стоит такого влиятельного профессионального сообщества, как за Иваном, которого, можно сказать, отстаивали “всем журналистским миром”».

Вопрос медийности и вообще «симпатичности» защищаемого — один из главных вопросов для тех, кто пытается что-то делать на этом поле. В правозащитном сленге даже существует такое выражение «идеальный клиент». Для опытных активистов всегда более или менее сразу ясно, кого получится отбить, а кого — скорее, нет. Идеальный клиент — это тот, кто непременно вызывает сочувствие у большинства. Это человек, который хоть немного известен, у которого есть хоть какой-то круг, какая-то группа поддержки. Важны его цвет кожи и даже привычно звучащее имя. И уж точно важны убеждения и высказывания, которые не должны «среднестатистически» вызывать отторжения.

Юлия Цветкова по скайпу общается с посетителями выставки «У живых женщин есть», устроенной в ее поддержку в Москве. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Неидеальной  клиенткой Цветкову делают в первую очередь ее феминисткие взгляды и ее позиция по поводу ЛГБТ. И то и другое не то чтоб у нас популярно. Участницы инициативной группы понимают, что для многих Юля «демонизирована как феминистка и ЛГБТ активистка, и те, кто за нее заступаются, — тоже. Они и есть те самые “злые фемки”»

Но понимание этого не заставило их перевести свою акцию в соглашательский регистр и полировать свои идеи для того чтоб они были для всех миленькие. «Мы хотим прямо артикулировать феминизм. Пора называть вещи своими именами. Эту девушку хотят посадить за феминистский и ЛГБТ активизм. Рисунки тела — это не стыдно. У нас есть медиа, которые отказались участвовать в акции из за стилизованной вульвы в логотипе. Это их решение. Но куда важнее то, что очень многие — абсолютное большинство — согласились». 

И это, действительно очень важно.

Яндекс.Метрика
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera