РепортажиОбщество

«Классическая полицейская провокация»

Издателя «Медиазоны» Петра Верзилова арестовали на 15 суток за мат на улице. До этого его допросили по «московскому делу». Хроника событий

«Классическая полицейская провокация»
Фото: Елизавета Кирпанова / «Новая газета»
Мещанский суд Москвы арестовал на 15 суток участника Pussy Riot и издателя «Медиазоны» Петра Верзилова по статье о мелком хулиганстве (ч. 1 ст. 20.1 КоАП). Вчера силовики устроили в его квартире обыск по «московскому делу», после чего отправили на допрос, который продолжался больше 13 часов. После выхода из отдела полиции на него напал провокатор, и Верзилова снова задержали. Вменить уличную драку ему не получилось, поэтому полицейские обвинили его в нецензурной брани. «Новая» рассказывает, что происходило с Верзиловым в течение последних двух суток.

Обыски

«У меня дверь ломают», — написал Верзилов своим коллегам из «Медиазоны» вчера около семи утра, после чего перестал выходить на связь. Как выяснилось позднее, на съемную квартиру Верзилова нагрянули около 20 человек из штурмовой группы для обыска. Ее возглавили три сотрудника Следственного комитета. Они звонили в дверь несколько минут, но Верзилов не открывал. После этого силовики выпилили дверь болгаркой.

На видео, опубликованном в соцсетях, было видно, что полицейские заходили в дом с кувалдой. Похожий инструмент журналисты заметили у силовиков, которые пришли в тот же день в московскую галерею АРТ4. Там проходили выставки Олега Навального, брата оппозиционера Алексея Навального, и арт-группы «Война», в которую входил Петр Верзилов. Владелец музея Игорь Маркин рассказывал, что этой кувалдой ломали дверь в его квартиру, куда можно попасть через галерею.

Силовики устроили обыски в квартирах Верзилова и Маркина и АРТ4. Они изъяли технику, все электронные носители и документы о деятельности музея. Позднее Верзилова и его подругу Маргариту Коновалову (о том, что они были вместе в квартире, стало известно сегодня) увезли на допрос в отдел полиции по Красносельскому району. Игоря Маркина также допросили.

Силовики у входа в галерею ART4. Фото: Александр Бородихин / Медиазона
Силовики у входа в галерею ART4. Фото: Александр Бородихин / Медиазона

Версии

Петр Верзилов не выходил на связь до самого вечера. За это время в СМИ появилось несколько версий, почему силовики пришли к акционисту с обысками. Источники ТАСС и Интерфакса утверждали, что Верзилова задержали «в рамках проверочных мероприятий об экстремизме» (ст. 280 УК). Поводом для проверки якобы стали материалы «экстремистской направленности», размещенные в соцсетях.

По данным телеканала РЕН ТВ, задержание было связано с «фотографией, сопровождающейся подписью с цитатой из песни украинского исполнителя и сторонника Майдана, неоднократно позволявшего себе высказывания экстремистских призывов в адрес России». Журналисты предположили, что речь идет о сториз Верзилова в инстаграме с репетиции парада Победы. Он сопроводил ее цитатой из песни украинского музыканта Захара Мая (композиция не входит в список экстремистских материалов — Е. К.).

Русская служба «Би-би-си» опубликовала другую версию задержания Верзилова. Один из его друзей на условиях анонимности рассказал, что

это могло быть связано с готовящейся акцией на репетиции парада Победы. Ее идея заключалась в том, чтобы повторить знаменитый кадр 1989 года, сделанный на пекинской площади Тяньаньмэнь.

На нем безоружный мужчина с авоськами стоит на пути колонны танков. Этот снимок символом подавления студенческих протестов в Китае.

По словам источника издания, акцию планировали провести 14 июня, но в тот день репетиция прошла без техники. Затем собеседник «Би-би-си» решил отказаться от этой идеи, однако он не исключил, что издатель «Медиазоны» мог продолжить подготовку к акции без него. Адвокат Леонид Соловьев позднее сообщил, что на допросе Верзилова о готовящейся акции не спрашивали, а об «экстремистских» записях в соцсетях «вопрос вообще не стоял». Сам Верзилов отрицает свою подготовку к акции.

Петр Верзилов. Фото: Медиазона / Intsgram
Петр Верзилов. Фото: Медиазона / Intsgram

Допрос

Следователей Главного следственного управления СК по расследованию особо важных дел действительно интересовало другое: прошлогодние летние протесты из-за недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Координировал следственные действия генерал-майор Рустам Габдулин, руководивший группой по «болотному делу» и «московскому делу».

«Сотрудников в основном интересовали вопросы про митинги, мои связи с Навальным, где я в то время находился и как именно “координировал беспорядки”», — рассказал Верзилов «Коммерсанту».

По словам акциониста, следователи спрашивали его о митинге 27 июля 2019 года, который закончился жестким разгоном демонстрантов и последующими задержаниями. В тот день Верзилов находился в Эстонии, где работал в лагере «Камчатка». В августе он ездил на встречу с президентом страны Керсти Кальюлайд и эстонских деятелей культуры. Как рассказал Верзилов,

в материалах дела была его фотография с главой Эстонии, взятая из инстаграма. Следователи спрашивали, как он с ней связан и кто его спонсирует, пытаясь выставить акциониста «организатором массовых беспорядков».

гГлава Эстонии Керсти Кальюлайд и Петр Верилов, август 2019. Фото: соцсети
гГлава Эстонии Керсти Кальюлайд и Петр Верилов, август 2019. Фото: соцсети

Верзилов не стал отвечать на вопросы силовиков, сославшись на ст. 51 Конституции. Ему отказались выдать протокол допроса. Однако в другом документе — протоколе обыска — говорится, что у акциониста изъяли предметы, «подтверждающие причастность к организации массовых беспорядков, а также подтверждающие причастность иных лиц к применению насилия в отношении представителей власти».

Задержание

После 13-часового допроса Верзилова отпустили из отдела полиции, однако сразу же после выхода он заметил за собой слежку оперативных сотрудников. Затем, по его словам, на акциониста дважды напал провокатор по имени Максим Барышников. «Он выходил из отдела, когда на него накинулся молодой человек. Тот сбил его с ног, плечом ударил в солнечное сплетение, Петя упал. И тут, к удаче, вдруг оказались рядом сотрудники полиции, которые его задержали через 20 секунд после нападения», — рассказал «Новой» адвокат Леонид Соловьев.

Перформанс с кувалдой

Петру Верзилову дали 15 суток на всякий случай: почему это войдет в историю современного искусства

Верзилова доставили в ОВД «Мещанский». Туда же отправили картинно хромавшего провокатора. На акциониста составили протокол о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП) и оставили в отделе на ночь до заседания суда. Утром Верзилова увезли в травмпункт для проведения медицинского освидетельствования. Адвокату об этом не сообщили, хотя на это время было назначено составление протокола. Обследование не выявило телесных повреждений ни у Верзилова, ни у напавшего на него молодого человека. В крови акциониста не нашли никаких запрещенных веществ.

В итоге, полиция составила на Верзилова протокол, обвинив его в грубой нецензурной брани у входа в метро «Красносельская», в 500 метрах от отдела полиции. «То есть Петр Верзилов, будучи трезвым, после 14 часов обыска и допроса, освободившись из полиции, немедленно в присутствии граждан стал нецензурно ругаться, — описывал ситуацию глава Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. — Доказательства, что Верзилов матерился, — только рапорта полицейских. Объяснений граждан никаких нет».

Адвокат Верзилова Леонид Соловьев
Адвокат Верзилова Леонид Соловьев

Суд

Заседание по делу Верзилова прошло в Мещанском суде Москвы. Защитник Леонид Соловьев ходатайствовал о допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции, которые были очевидцами инцидента, а также подругу акциониста Маргариту Коновалову и главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова, чтобы тот рассказал о личности Верзилова. Судья согласилась лишь выслушать его характеристику. В остальных просьбах адвоката отказала, сославшись на письменные рапорты полицейских.

«Я его знаю как надежного, хорошего товарища, как человека, который выполняет свои обещания. У него активная гражданская позиция. Это важная составляющая его жизни, — рассказал Смирнов на заседании. — Что касается нецензурной брани, то это обычно касалось классической современной русской литературы, поэзии, художников и музыкантов, которую ее использовали. Слышал от него брань только в качестве цитат».

Адвокат Соловьев настаивал на отсутствии состава правонарушения и просил судью прекратить административное производство. Сам Верзилов назвал свое задержание «классической полицейской провокацией, которая была очень плохо разыграна». Акционист обратил внимание, что в материалах дела (которые к слову, были расписаны на 40 листах) нигде не упоминались личные данные Барышникова (номер телефона, паспорта и сведения о регистрации).

«Это еще раз указывает на то, что он работал в связке с полицейскими», — подчеркнул Верзилов.

«Нужно также пояснить о контексте вчерашнего дня, — продолжил издатель «Медизаоны». — Целью операции оказался не только я, но и все российское общество. В преддверии важных событий (голосование по вопросу поправок в Конституцию — Е. К.), чтобы избежать гражданской активности, чтобы урезонить общество, мы стали свидетелями этой спецоперации. Реализуются совершенно гоголевские сценарии, похожие на театр абсурда и выдумку».

Судья Дьячкова провела в совещательной комнате больше часа. Выйдя оттуда, она заявила, что достоверность рапортов полицейских и объяснения провокатора Максима Барышникова не вызывают сомнений, и постановила арестовать Верзилова на 15 суток.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow