СюжетыОбщество

Сесть за «Пятый срок!»

В Перми судят активистов, снявших видео с «куклой Путина». Им грозит до 7 лет лишения свободы

Сесть за «Пятый срок!»
Фигуранты дела. Фото: Александра Семенова / «Новая газета»

Ленинский районный суд Перми рассматривает уголовное дело в отношении местных жителей Александра Шабарчина, Данилы Васильева и Александра Котова. Их обвиняют в «хулиганстве по мотивам политической и идеологической ненависти».

По версии следствия, 11 ноября 2018 года молодые люди привязали к столбу в центре Перми манекен с лицом, похожим на президента России, и надписями «Военный преступник Пыня В. В.» и «Лжец». Манекен провисел около часа.

Кроме того, через несколько дней, считают следователи, обвиняемые разместили на YouTube постановочное видео «Спецназ задержал Путина», на котором изобразили задержание человека в маске президента и его «доставку» в Гаагу.

Уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ завели 26 декабря 2018-го. Его расследовали полтора года. За это время были: попытки закрыть производство в связи с отсутствием состава преступления, увольнение следователя, противоречащие друг другу экспертизы, отказ прокуратуры утверждать обвинительное заключение.

Владимира Путина не признали потерпевшим. Но дело все-таки дошло до суда.

Процесс открытый, но на него не пускают СМИ: мотивируют эпидемиологической обстановкой. Шабарчину, Васильеву и Котову грозит до семи лет лишения свободы.

Видео для развлечения

Ролик, за который судят пермяков, начинается с дисклеймера: «Видео постановочное, а люди в нем актеры. Целью видео не является унизить или обидеть кого-то. Создано же оно в сугубо развлекательном характере. Все совпадения с реальными людьми случайны. P. S. Не сажайте нас, пожалуйста».

Видео опубликовано 20 ноября 2018 года, сейчас у него более полумиллиона просмотров, 50 тысяч лайков и 1,5 тысячи дизлайков.

«Гроза Перми»

— Однажды я посмотрел видео, там какой-то дед встал на трассе с плакатом «Посигналь, если против Путина». Я смотрю, как он сияет от радости, что люди проезжают, сигналят, и думаю: тоже хочу. Оказалось, это очень воодушевляет, многие начали повторять сюжет «Посигналь», — Александр Шабарчин, один из авторов канала «Гроза Перми» и основной обвиняемый, рассказывает о своем деле.

— Сейчас, под уголовным преследованием, я понимаю, что риски неоправданны, и уличные акции, которые очень интересуют правоохранительные органы, я пока не делаю. Выпускаю ролики о конкретных событиях: аналитика, политпросвещение. Разбавляю юмором: высмеивание, подведение к абсурду — такая подача.

Александр Шабарчин. Фото: Александра Семенова / «Новая газета»
Александр Шабарчин. Фото: Александра Семенова / «Новая газета»

В уголовном деле подробно изучаются видео «Грозы Перми». Сотрудников, например, заинтересовала новогодняя акция «Путин дарит подарки», где подарки для россиян к 2019 году от президента — это повышение пенсионного возраста, рост цен на бензин, повышение тарифов ЖКХ и НДС. Или ролик «Плюшевый бунт» о протесте мягких игрушек с плакатами «Стыдно быть за Путина» и «Путин надоел». Но эпизодами в уголовном деле они не стали.

22-летний Александр Шабарчин говорит, что совершенно не был готов к такому резонансу от акции с манекеном: «Для меня это была совершенно проходная акция, я вообще не ожидал, что такой интерес она вызовет и у общества, и со стороны органов. Магазины ведь выставляют манекены на улицу — только такие ассоциации у меня возникали. Об уголовном разбирательстве вообще не думал, максимум административка — это потолок был в моем понимании».

Шабарчин появился в протестном движении Перми в 2017-м, выступив одним из организаторов митинга «Он нам не Димон». Говорит, что тогда впервые услышал само слово «митинг»: Алексей Навальный призвал организовывать протестные акции в городах, поскольку от властей не было реакции на расследование ФБК о премьер-министре Медведеве.

— Я начал искать мероприятие «ВКонтакте» по митингу в Перми. Его не было. И я сделал это мероприятие сам. Там же, «ВКонтакте», спрашивал: «Ребят, какую музыку будем слушать на митинге?» Накидали много.

Послушал «25/17», добавил. После митинга прошло три или четыре дня, пришли ко мне полицейские и сказали: «Вы распространяете экстремистские материалы». Было неожиданно.

Я до этого момента не знал, что такое «экстремистские материалы». За песню «ВКонтакте» дали тысячу рублей штрафа.

Александр — из Верещагино — небольшого города в Пермском крае. Жил там до 8 лет. Потом в Перми — с мамой и отчимом. Потом снова в Верещагино — с бабушкой и дедушкой. После 9-го класса переехал в Пермь, поступил в нефтяной колледж, с третьего курса начал работать по специальности геодезистом. К бабушке в Верещагино ездит регулярно.

Сейчас он под подпиской о невыезде, но по региону передвигаться можно.

— Алкоголь я не пью вообще, это принцип. Мне не нравится состояние опьянения, когда я не могу контролировать свое сознание. И не курю, кальян разве что, работаю, хожу в спортзал. И снимаю видео. Наверное, я политический уличный акционист-видеохудожник, — говорит о себе Шабарчин.

Шабальчин, Васильев и Эткин (Котов). Фото: Александра Семенова / «Новая газета»
Шабальчин, Васильев и Эткин (Котов). Фото: Александра Семенова / «Новая газета»

В деле еще двое обвиняемых. Данила Васильев, которому на момент проведения акции с «куклой Путина» было 17 лет, помог Шабарчину привесить манекен к столбу, но подробностей акции, по его словам, не знал. И Александр Эткин (Котов): в ноябре 2018-го ему было 26, он был секретарем пермского отделения Либертарианской партии и снимал происходящее на телефон. С Шабарчиным и Васильевым, по его словам, знаком не был.

«Особо важное дело»

В уголовном деле семь томов. Есть рассекреченные материалы: из них известно, что уже несколько месяцев ФСБ прослушивает телефонные разговоры Шабарчина и следит за его страницей «ВКонтакте». Ведет дело следователь отдела особо важных дел Следственного комитета, активные участники — ФСБ и ЦПЭ.

Для понимания, насколько тщательно сотрудники подошли к делу, простой пример: в протоколе осмотра от 3 декабря 2019 года сказано, что 995 комментариев к ролику о «кукле Путина» содержат только положительные отзывы, одобрение авторов и недовольство политикой Владимира Путина. А «каких-либо негативных комментариев с мнением пользователей, что видео оскорбляет их как граждан РФ, что события нарушают общественный порядок, направлены на дестабилизацию общества, не обнаружено».

Но следователь дает поручение сотрудникам ФСБ и ЦПЭ установить и допросить в качестве свидетелей людей, оставивших под видеозаписью комментарии (он не уточняет, что именно, но оперативники опрашивают оставивших дизлайки), и задать вопросы: «В чем вы видите грубое нарушение общественного порядка? Нанесен ли вам моральный вред? Являлось ли оскорбительным для вас содержание видеозаписи?»

Свидетелей быстро нашли. Опора следствия — руководящий состав пермского отделения «Молодой гвардии Единой России». Свидетелей-молодогвардейцев в деле порядка двадцати.

Они посмотрели ролик в интернете и изложили следователям свои мысли: одинаковыми абзацами, фразами и даже с одинаковыми описками.

Руководитель краевой МГЕР Игорь Новоселов: «В сети интернет распространена видеозапись, содержание которой выходит за рамки приличий. В грубой и неуважительной форме авторы и исполнители противопоставляют себя обществу и государству. Данные действия направлены не только против президента РФ Путина В. В., но и граждан РФ, в т. ч. которые выбрали его на прошедших выборах в 2018 году».

Руководитель краевой МГЕР Игорь Новоселов. Фото: соцсети
Руководитель краевой МГЕР Игорь Новоселов. Фото: соцсети

Его жена Наталья Новоселова, специалист отдела партийного строительства РО «Единая Россия»: «Эта провокация направлена против основ государственности, государственного устройства России и лично против гаранта Конституции — законно избранного президента РФ Путина Владимира Владимировича. По моему мнению, данная акция оскорбляет также чувства граждан, которые добросовестно участвовали в выборах».

Секретарь РО «Молодой Гвардии ЕР» Светлана Старикова: «Авторы, по моему мнению, сделали большой "плевок" в сторону граждан РФ, а именно оскорбляя президента РФ Путина В. В., выразили демонстративное пренебрежение к принятым нормам в обществе. Представителя всего народа привязали к столбу как преступника.

Считаю данные действия безнравственными и унижающими человеческое достоинство, проникнутыми враждебным отношением к действующей власти и проводимой политике».

Иван Фистин, руководитель районного отделения МГЕР, чьи свидетельские показания есть в деле, сообщил «Новой газете», что вообще ничего не знает ни о манекене с лицом Путина, ни об уголовном деле. «Сессия сейчас, диплом, я немножко выпал из общественно-политической жизни, но ничего не слышал об этом», — сказал Фистин.

Судя по материалам дела, он 24 ноября 2019 года больше часа отвечал на вопросы ФСБ как свидетель.

«Грубое нарушение общественного порядка выразилось в нарушении (по моему мнению) избирательного права свободы выбора. Лицами, осуществившими съемку, оскорблена личность президента РФ, что нарушает общепринятые правила и морально-этические нормы поведения, а также прямое оскорбление чувств граждан, голосовавших и избравших его Президентом РФ.

В результате акции мне нанесен моральный вред, выразившийся в моих оскорбленных чувствах, т. к. я голосовал за Путина В. В.», — говорил Фистин на допросе.

Иван Фистин. Фото: соцсети
Иван Фистин. Фото: соцсети

Трое молодогвардейцев, Ринат Сагидуллин, Никита Шафиев и Александр Гальцкий, на следующий день после акции, 12 ноября 2018 года, опрошены ФСБ как очевидцы события: привязывания манекена к столбу.

В своих показаниях они подробно описывают происходящее как очные свидетели: гуляли рядом, все видели, в одном из привязывающих узнали Александра Шабарчина.

В суде их показания оказались иными: гуляли далеко; на камеры видеонаблюдения не попали, потому что находились примерно в 70 метрах от места; «Александра Шабарчина узнали по глазам».

Интересно, что на следствии в ноябре 2019-го Сагидуллин выступал в деле как свидетель, посмотревший ролик в интернете и не присутствовавший на месте акции. Он несколько раз повторяет в своих показаниях: «Меня там [на месте событий] не было».

Разговаривать с «Новой газетой» Ринат Сагидуллин не стал. На суде пояснил, что сейчас повзрослел и понял, что каждый имеет право высказывать свое мнение, и уголовного наказания обвиняемые не заслужили.

Две экспертизы

Молодогвардейцы в этом деле выступают не только как свидетели обвинения, но и как понятые. Обыск у Александра Шабарчина проходил с понятыми из МГЕР Романом Суздальцевым и Ильей Шобановым.

Сторона защиты считает, что у молодогвардейцев есть мотив оговаривать обвиняемых: они заранее негативно настроены к людям, которые критикуют действующего президента.

— Все они члены МГЕР, все друг друга отлично знают, в соцсетях много совместных фотографий свидетелей обвинения и понятых, в том числе в футболках «Я люблю Путина», с символикой МГЕР и «Единой России».

Мы считаем, необходимо исключить доказательства как недопустимые: протоколы допросов свидетелей-молодогвардейцев и протокол обыска с понятыми-молодогвардейцами, — поясняет адвокат «Апологии протеста» Максим Филиппов.

Комплексная судебная фоноскопическо-психолого-лингвистическая экспертиза, назначенная следователем СК Андреем Леонтьевым, не нашла в действиях обвиняемых ничего противозаконного. Специалисты назвали акцию и видео «политической сатирой». «Цель — обличение явлений при помощи различных комических приемов. В данном случае обличение высказываний президента, содержащих в себе угрозу ядерных ударов по территориям других государств.

Признаков обвинения в противоправных действиях не имеется», — заявили исследователи АНО «Лингво-Эксперт».

Не нашли специалисты и признаков побуждения к неправомерным действиям, и оскорблений какой-либо группы или самого президента:

«Высказываний со значением унизительной оценки Владимира Путина, в том числе высказываний с признаками неприличной формы, не имеется. Содержательный тип высказываний о Владимире Путине — негативная оценка его слов и деятельности как президента, их несоответствие, с позиции адресанта, интересам общества. Негативная оценка собственно Путина как личности отсутствует, превосходство, неуважительное, презрительное отношение к личности Путина не выражено».

Совпадение или нет, но после этой экспертизы следователь Леонтьев ушел со службы и стал адвокатом. «Новой газете» он сообщил, что увольнение никак не связано с делом.

Новый следователь Алексей Андриянов решил назначить новую экспертизу. Провести ее поручили Пермскому государственному национальному исследовательскому университету (ПГНИУ).

Следователь дал задание ректору университета Игорю Макарихину «разъяснить комиссии экспертов права и обязанности, предусмотренные УПК, и предупредить об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения».

Эксперты — преподаватели ПГНИУ: доктор филологических наук Валерий Мишланов, доктор психологических наук Светлана Жданова, кандидат психологических наук Лина Зарипова, психолог Анна Печеркина и кандидат юридических наук Николай Чудин.

Их экспертиза оказалась «правильной».

«Эффект заражения»

Согласно заключению ПГНИУ акция с «куклой Путина» была «спланированной и скоординированной», «с хулиганскими мотивами» и «с интенцией открытого неуважения к президенту», «совершена обвиняемыми совместно по единому замыслу».

Воспринимается «как грубое нарушение общественного порядка [..], а способ совершения преступления — демонстрация манекена, отождествляемого с конкретным политическим деятелем, безусловно, оскорбительный, унижающий человеческое достоинство, носящий провокационный характер».

Эксперты определили и мотив фигурантов: политическая и идеологическая вражда в отношении социальной группы лиц. И выявили конкретную социальную группу, с которой фигуранты «враждуют», — это «жители РФ, поддерживающие политическую деятельность президента В. В. Путина».

«Организованность обвиняемых», «прямой умысел» и «устойчивость преступной установки» подтверждает «принадлежность к определенному политнаправлению [..], использование средств массовой информации» и «юридическая подготовленность нарушителей», а именно «коллективный отказ от дачи показаний в порядке ст. 51 Конституции РФ».

Фрагмент экспертизы ПГНИУ
Фрагмент экспертизы ПГНИУ

Кроме того, из материалов экспертам «видно», что группа обвиняемых «представляет собой звено, составную часть еще большей группы, организации». Просмотр видео и наблюдение события не является безопасным для граждан, считают специалисты: «Такие мероприятия обладают «эффектом заражения», что может обусловить реакции панических атак, пугнические эмоции, чувство тревоги, страха, ответные аффективные реакции». Эксперты отдельно опасаются за категории лиц, которые «обладают особой чувствительностью, восприимчивостью и повышенной возбудимостью».

По мнению ПГНИУ, это несовершеннолетние, женщины, лица пенсионного возраста. «Их психологическая реакция непредсказуема, присутствует возможность получения психологической травмы, а негативное психологическое воздействие может быть долгосрочным», — сообщается в исследовании университета.

На суде эксперты-психологи не смогли привести источники, подтверждающие «особую восприимчивость» отдельных категорий лиц.

Сторона защиты полагает, что такие заявления носят дискриминационный характер.

Впрочем, у адвокатов к экспертизе много вопросов. Даже по формальной стороне. Они указывают, что ПГНИУ не является судебно-экспертным учреждением, что в тексте нет ссылок на методы исследования и отсутствуют документы об образовании специалистов. Не было уведомления о назначении экспертизы: следователем была заявлена «психолого-лингвистическая» экспертиза, а проведена другая — «психолого-лингвистическая и юридическая».

— Зачем вообще в списке экспертов юрист? — удивляются защитники. Почему экспертиза превратилась в «юридическую»? Ведь следователь сам эксперт в юриспруденции.

— Суд и следствие назначают экспертизы, когда нужны специальные знания в областях за рамками их профессиональных юридических знаний. Правовая экспертиза — это и есть профессиональное знание следователя, он не должен назначать экспертизу по этому направлению, это нарушение. Сам следователь, а в дальнейшем суд определяет юридическую квалификацию.

Вопросы права не ставятся и не должны ставиться в судебных экспертизах, — говорит адвокат Максим Филиппов.

«Выводы эксперта-юриста Чудина содержат оценку деяния, квалификацию действий и указание на обвиняемых в качестве правонарушителей, то есть непосредственное обвинение, что является исключительной компетенцией суда. Кроме того, эксперт высказывает собственные умозаключения, касающиеся наличия умысла в связи с коллективным применением права, предоставленного ст. 51 Конституции РФ», — пишут адвокаты.

Защита также отмечает, что для определения социальной группы нужно было привлечь эксперта-социолога. Филологи, психологи и юристы не обладают специальными знаниями по социологии, социальные группы — не в их компетенции.

Кроме того, по словам адвокатов, эксперты перепутали диалоги в телефонных разговорах и из-за этого построили выводы на неверных данных. Адвокаты считают, что необходимо назначить повторную экспертизу за пределами Пермского края.

У следователя Андриянова, впрочем, сомнений в обоснованности заключения экспертов и их квалификации не появилось.

Правда, после критики в деле все-таки появился специалист-социолог, тоже преподаватель ПГНИУ, Александр Кузнецов. На суде он пояснил, что негативное или позитивное сообщение направлено на определенную социальную группу, если в сообщении есть указание на эту социальную группу, на ее признаки. А привязанный к столбу манекен с лицом президента Путина и надписями «Лжец» и «Военный преступник» не содержит признаков какой-либо социальной группы, к которой может быть обращена эта акция.

Адвокат Максим Филиппов просил следствие допросить в качестве потерпевшего президента России.

«В соответствии с заключением экспертизы Владимиру Путину причинен моральный вред, нанесен ущерб его репутации, то есть он является непосредственным потерпевшим. С целью полного и всестороннего рассмотрения дела полагаю необходимым выяснить, реально ли испытал потерпевший моральные страдания или относится к происшествию как к шутке», — написал Филиппов в ходатайстве о привлечении к делу президента.

Но следователь Андриянов Владимира Путина допрашивать отказался, посчитав, что экспертиза не содержит указаний на причиненный президенту ущерб.

В результате в деле нет потерпевших и нет ущерба, но Александру Шабарчину, Даниле Васильеву и Александру Эткину грозит реальный срок.

Процесс продолжается.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow