О том, что в контуре ОРКК произойдут серьезные изменения, «Новой газете» сообщили сразу два источника, близкие к госкорпорации. По их словам, основной предпосылкой к реформе стали итоги аудита, проведенного в ОРКК по распоряжению главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Итоги были рассмотрены на отдельном совещании, добавил один из собеседников «Новой», отметив, что тот был «крайне недоволен». «Всем было очевидно, что ситуацию нужно решать радикально, а если она не решится у нас внутри, то ей займутся не просто другие люди, а люди из силовых ведомств», — говорит собеседник «Новой».
Причины для переживаний у сотрудников госкорпорации были. В контуре ОРКК находятся акции десятков важнейших предприятий ракетно-космической отрасли, в том числе «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева», «ГРЦ Макеева», РКК «Энергия», РКС, НПО «Энергомаш», НПО «Искра» и многие другие. «Выяснилось, что никакая работа по управлению этими структурами ОРКК не ведется вообще, все управление, финансовое сопровождение, руководство заводами осуществляется напрямую подразделениями «Роскосмоса». Кроме того, с 2018 года ни один из прорабатываемых проектов по диверсификации просто не был реализован. Кроме, пожалуй, продажи трамваев в лизинг, и то это вряд ли покрывает хотя бы 10 % от общих расходов на содержание корпорации», — рассказал собеседник «Новой газеты».
По данным «Новой газеты», несмотря на то что ежегодно бюджетный комитет госкорпорации фиксирует невыполнение ОРКК планов по выручке, чистой прибыли и рентабельности, расходы только на содержание ОРКК в 2019 году составили более 700 миллионов рублей, а за последние три года — 2,7 млрд рублей. Любопытно, что среди основных трат в ОРКК значатся не только зарплаты сотрудников (средний размер жалованья в 4 раза превышает уровень по отрасли и в прошлом году составил 370 тысяч рублей, а двумя годами ранее — 523 тысячи), но и обеспечение транспортного обслуживания руководства — эта строка расходов составляет более 25 миллионов рублей в год.
Из особенностей издержек другой источник, знакомый с ситуацией, называл то, что акции перечисленных выше других предприятий, входящих в ОРКК, были исторически поделены между корпорацией и «Роскосмосом», в итоге это решение себя не оправдало: оно приводит к потерям, связанным с уплатой налога на доходы в виде дивидендов (например, по итогам 2018 года эта сумма составила 560 миллионов рублей, а годом ранее — около 260 миллионов).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Среди претензий «Роскосмоса» к ОРКК есть и замечание о том, что с 2015 по 2018 год величина чистых активов корпорации была меньше даже размера ее уставного капитала. В 2019 году величина чистых активов выросла за счет того, что сотрудники не отразили в бухгалтерском учете убытки на сумму 786 миллионов рублей. «Если бы это было отражено, то встал бы вопрос о банкротстве ОРКК», — говорит один из собеседников «Новой». Примечательно, что при этом за последние пару лет ОРКК было создано 9 дочерних сообществ, которые приносили только убытки в размере десятков миллионов рублей.
«Получается что? Что они просто живут на дивиденды, полученные от предприятий отрасли.
Очень большие вопросы вызывает экономическая эффективность и целесообразность создания ОРКК своих дочерних обществ. Их деятельность не просто малоэффективна, а убыточна», — отметил менеджер одной из космических компаний.
В пресс-службе «Роскосмоса» комментировать результаты проверки ОРКК отказались. «Служба внутреннего аудита госкорпорации ведет регулярную работу по проверке предприятий ракетно-космической промышленности. Результаты таких проверок напрямую доводятся до генерального директора "Роскосмоса"», — пояснили в госкорпорации.
Объединенная ракетно-космическая корпорация была основана в 2014 году и несколько лет занималось разработкой, производством, испытаниями, ремонтом ракетно-космической техники. Последние годы ОРКК полностью входит в «Роскосмос» и отвечает за развитие проектов диверсификации, производство продукции гражданского назначения и осуществление деятельности по работе с непрофильными активами предприятий ракетно-космической отрасли. Штатная численность корпорации за время ее существования несколько раз менялась, но никогда не превышала 160 человек, а последнее время насчитывала даже меньше сотрудников. Единственным акционером корпорации является Российская Федерация. Первым руководителем ОРКК был Игорь Комаров, ставший через год главой «Роскосмоса», а ныне являющийся полпредом президента в Приволжском федеральном округе. Затем корпорацией три года руководил Юрий Власов, сейчас — глава «Техномаша».
Последним директором является Андрей Жерегеля. По словам топ-менеджера одного из предприятий, входящих в ОРКК, в последнее время в отрасли циркулировала информация о его скорой отставке, однако этого не произошло. Жерегеля пока сохранит свой пост, говорит источник «Новой», близкий к госкорпорации: по крайней мере, до того момента, как руководство «Роскосмоса» определится с вариантами реформирования данной структуры. Один из основных вариантов предусматривает возврат к первоначальной модели функционирования центрального офиса ОРКК со штатом в 15 человек (этого достаточно для компании — держателя акций отраслевых предприятий) с последующей «чисткой» лишних дочерних организаций, а вопросы диверсификации будут отданы отдельной «дочке» — например компании «РК-Актив». Другой вариант — создание на базе ОРКК отдельного тематического холдинга. О необходимости создания четырех таких структур (ракетостроение, спутникостроение, наземная космическая инфраструктура и наука) Дмитрий Рогозин недавно писал в Forbes.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68