«Новая газета» и участники объединения независимых журналистов «Синдикат-100» подготовили небольшой бюллетень по ситуации с коронавирусом в некоторых регионах России. Выяснилось, что кое-где о тяжелом положении с заболеваемостью сообщает даже государственное ТВ — что, впрочем, не мешает ему агитировать за поход к избирательным урнам.
Республика Татарстан
Татарстан первым в России ввел коронавирусные пропуска, первым отменил и первым же начал готовить население к тому, что вторая волна пандемии коронавируса неизбежна. Во всяком случае, 17 июня по информационным агентствам разлетелись слова министра здравоохранения Татарстана Марата Садыкова, который предсказал возможность второй волны эпидемии.
«Я, конечно, не Вольф Мессинг, не могу предугадать, что будет через полгода, но есть определенные математические модели, по которым развивалась данная инфекция в других странах. Не исключаю второй волны», — заявил Садыков.
Министр не случайно появился в публичном пространстве с анализом текущей ситуации с коронавирусом и прогнозом. Можно предположить, что Садыкову доверили экстренную миссию успокоить население республики.
Дело в том, что в минувшее воскресенье в эфире телекомпании ТНВ, главной телекомпании республики, в программе « Семь дней» (это что-то вроде «Вестей недели» регионального масштаба) вышел репортаж из инфекционного отделения казанской горбольницы №7. Для справки: перед казанской летней Универсиадой 2013 года эта больница была модернизирована, оснащена самым современным оборудованием и по праву считается одной из лучших не только в Казани, но, пожалуй, даже во всей республике (а может, и во всем Поволжье).
Из репортажа ТНВ жители Казани и республики узнали о катастрофической ситуации с ковидными больными: врачи уже сбиваются с ног от неимоверного нервного напряжения и физической усталости, говорится в сюжете. Ведущий программы «Семь дней», популярный в Татарстане журналист Михаил Любимов, представляя репортаж, который сам же и отснял, сказал:
«Количество больных не уменьшилось, напротив — оно возросло. Больше того — точно в таком же огне сейчас остальные больницы, работающие с ковидными больными. Вот это реанимация — там сейчас 30 человек находятся в тяжелом состоянии. И завтра будет 30 человек, и послезавтра, и через неделю тоже там будет 30 человек!
Никакого света в конце тоннеля не видно пока. И в точно таком же огне сейчас, судя по отзывам, которые мы уже получили от жителей многих других городов страны через соцсети, все остальные инфекционные госпитали в городах. Поэтому мы и увидели уже такое количество откликов — ведь даже для тех, для кого это не было новостью. Новостью было то, что об этом вообще кто-то сказал…»
Надо сказать, что телеканал ТНВ никогда не отличался остротой поднимаемых тем. Финансируемый из республиканского бюджета, ТНВ всегда чутко держал и держит нос по ветру, чтобы не подставиться. Трудно поверить, что репортаж из инфекционки не был согласован с казанским Кремлем. Тем более что его широко проанонсировали и в социальных сетях. Более того, в том же самом выпуске итоговой воскресной программы параллельно с сюжетом о перегрузе больниц с коронавирусными больными вышли материалы о поддержке поправок в Конституцию и о том, как безопасно будет организовано голосование. Отметим, что поправка об обнулении президентских сроков Владимира Путина была упомянута мимоходом (ведущий заявил, что жители Татарстана считают ее не самой важной).
Возможно, сюжетом о коронавирусе на государственном телеканале была реализована идея промониторить реакцию жителей республики на информацию о том, что расслабляться рано, что коронавирус еще не побежден. Однако реакция на репортаж получилась ошеломительной, и вышла далеко за пределы Татарстана. И это за полторы недели до парада Победы, который в Казани отменять пока не собираются, тренировки идут полным ходом; и за две недели до начала голосования по поправкам в Конституцию.
Вот, видимо, и пришлось министру здравоохранения республики Марату Садыкову экстренно публично успокаивать население. Но получилось не очень убедительно.
К слову, до назначения министром в 2018 году Садыков десять лет работал главврачом горбольницы №7 и сам лично собрал ту команду высочайших профессионалов, которая сейчас там работает и которые оказались героями репортажа программы «Семь дней».
Так что реальную ситуацию и в инфекционке горбольницы №7, и в целом в республике он знает прекрасно. И не надо быть упомянутым им Вольфом Мессингом, чтобы спрогнозировать вторую волну коронавируса, которая, по всей видимости, начнется во второй половине сентября — по случайному совпадению вскоре после того, как 13 сентября жители Татарстана выберут главу республики.
По официальным данным, за 16 июня в Республике Татарстан выявлено 39 новых больных.
Саратовская область
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
К 17 июня в Саратовской области было выявлено 4982 инфицированных коронавирусом человека (125 человек за сутки 16 июня). Местные журналисты из издания «Свободные новости» заметили, что с 18 марта, когда в области был зарегистрирован первый случай коронавирусной инфекции, региональный Минздрав стал сообщать непосредственно о пациентах, которые умерли непосредственно от COVID-19, а также от «других причин». Потом второй параметр вдруг начали скрывать, объясняя это тем, что это будет «путать статистику». Тогда журналисты решили посмотреть, кто от чего умирает, сами. На официальный запрос информации местный Минздрав решил отвечать в течение всего положенного по закону времени, однако журналисты воспользовались данными, которые были известны по состоянию на 8 июня.
Выяснилось, что непосредственно от инфекции умерло 36 человек, а еще 94 — по «другим причинам». У всех них были болезни почек, сердца, внутренних органов, ВИЧ, а один человек покончил с собой.
Странность, однако, в другом.
«Еще 71 человек вовсе пропал из статистики: это число пациентов получается, если отнять от количества заболевших количество выздоровевших, проходящих лечение и скончавшихся по всем причинам», — пишут «Свободные новости».
На основе имеющихся данных журналисты подготовили инфографику о том, как и куда выпадают из статистики некоторые заболевшие.
Прочитать материал «Свободных новостей» и посмотреть графики можно по ссылке.
Новосибирская область
Согласно данным органов регионального ЗАГС, в мае в Новосибирской области умерли 3192 человека. При этом в апреле число умерших не превышало трех тысяч, а по показателю умерших последний весенний месяц стал вторым по смертности за полтора года. Умерших от коронавируса официально за это время было 28 человек. Однако журналисты «Тайга.инфо» отмечают, что местные власти признавали: в число скончавшихся попадают далеко не все умершие. В апреле, например, как говорится по данным Росстата, скончались семь пациентов с коронавирусом, а не четыре, как отчитывался оперативный штаб, замечают журналисты. Другие цифры заболеваемости можно увидеть здесь.
Читайте также: рассказ врача из Новосибирской области о работе городской больницы во время пандемии: «Катастрофическое положение, нельзя быть незараженным».
Свердловская область
В начале июня для всех жителей Свердловской области был снят режим самоизоляции, открылись некоторые магазины. По состоянию на 15 июня, отмечает сайт Znak.com, все показатели, от которых зависит смягчение ограничений, официально в регионе находятся в «зеленой зоне».
Однако «в области каждый день, по официальным данным, продолжает выявляться 200–300 случаев коронавирусной инфекции, а число пациентов с пневмонией в июне 2020 года выросло на 132% по сравнению с прошлым годом», — пишут журналисты Znak.com.
Жители области рассказывают, что ждут скорую сутками, а госпитализировать из-за загруженности больниц их иногда приходится в соседнюю область. Издание рассказывает историю жителя Екатеринбурга Михаила Б. (фамилию Znak.com не называет по просьбе героя), который заболел 1 июня. Его анализ подтвердился через два дня, и медики посоветовали ему вызвать «скорую».
«Я так и поступил. Было примерно 13.00-14.00 часов, — цитирует издание пациента. — «Скорая» приехала только в 10 утра следующего дня, объяснив это тем, что не хватает врачей и машин. Меня повезли не одного, а с еще тремя людьми из района. Повезли в Сысерть, в инфекционное отделение, так как в городе нет мест. Но пока ехали туда, там тоже места закончились, нам отказали в приеме.
В течение часа водитель и врач звонили куда-то и пытались нас пристроить. Согласилась только 14-я больница — и то не положить нас, а обследовать, ибо мест нет. После КТ мне предложили обсервацию, так как мест в больнице нет. Но так как я живу один, я предложил остаться дома, чему врачи были только рады, ведь так останется больше мест для тяжелых больных. Но мне сказали срочно вызвать врача по месту жительства, потому что у меня диагностирована пневмония. Врача я вызвал утром в субботу, а пришел он только в среду, чтобы взять повторные мазки».
Znak.com также отмечает, что, по их данным, 5 июня в больницах Екатеринбурга оставалось всего 5% свободных коек для больных коронавирусом. 9 июня власти в лице заместителя губернатора Павла Крекова заявили, что это неверная информация, и коек достаточно, поскольку журналисты якобы неправильно считают. «Мы не считаем отдельно муниципальные, областные и федеральные койки. У нас создан общий медицинский кластер, и он работает. Никаких 5–6% свободных коек в Екатеринбурге нет, надо считать не только муниципальные больницы, но и другие учреждения. Сейчас коек достаточно, есть даже резерв», — заявил Креков. При этом сами журналисты считают, что в период со 2 по 6 июня количество свободных коек составляло не более 20%.
Большое исследование о ситуации с коронавирусом в Свердловской области можно прочитать по ссылке.
При участии Вячеслава Половинко, «Новая»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68