Горняки «Комсомольской» 5 июня отказались подниматься из забоя. Это была не первая остановка шахты: в апреле шахтерам тем же способом пришлось добиваться зарплаты, тогда, как рассказывают очевидцы, наличность им буквально спустили в забой. Окончательно рассчитаться с сотрудниками руководство ГУП «Антрацит» пообещало к 15 мая, но обещание не выполнило.
После того как горняки вновь остановили добычу угля, в Антраците начались задержания активистов рабочего движения — таким образом власти постарались не допустить остановки других шахт.
— Задерживали горняков сотрудники нашего МГБ — Министерства государственной безопасности, — рассказывает Васьковский. — Никаких документов на обыск, задержание или арест не предъявляли, протоколы на изъятие личных вещей не составляли. У задержанных не было даже адвокатов. Местные защитники опасаются с этим связываться. Всего исчезли 22 человека. Среди задержанных не только горняки, но и три женщины — их жены. Попытались организовать помощь через миссию ООН. Подключили ОБСЕ.
Узнав о задержаниях коллег, бастующие шахтеры расширили требования: они заявили, что не выйдут на поверхность, пока арестованных не отпустят и им самим не дадут гарантии безопасности.
Тем временем под предлогом борьбы с коронавирусом Антрацит был фактически блокирован: въезд и выезд из города был ограничен, отменили автобусное движение. В городе стали наблюдаться перебои со связью, был заблокирован доступ к целому ряду ресурсов, включая сайт «Русская весна», на котором была размещена информация о начавшейся забастовке.
«Соцсеть “ВКонтакте” блокируется ГУП “Лугаком”, который является единственным поставщиком интернет-трафика в ЛНР. Кроме того, алчевский провайдер Matrix (который охватывает не только Алчевск, но и Брянку, Стаханов) блокирует YouTube. По крайней мере, в Стаханове, — сообщала «Русская весна» со ссылкой на свои источники в ЛНР. — В нашу редакцию поступило обращение от местного жителя. Он сообщает, что горноспасателям не позволяли передавать шахтерам еду и воду, а карантин в Антраците был объявлен в срочном порядке, когда стало понятно, что шахтеры настроены решительно».
В пятницу, 12 июня, стало известно, что горняки получили от главы «ЛНР» Леонида Пасечника обещанные гарантии безопасности.
«Исходя из требований Указа от 15.08.2019 № УГ-552/19 “О руководстве деятельностью государственных органов исполнительной власти Луганской народной республики” мною даны указания, — говорится в письме 1-29/1984 от 12.06.2020, отпечатанном на официальном бланке главы «ЛНР» и за подписью Леонида Пасечника, — правоохранительным органам Луганской народной республики о запрете уголовного и иного преследования трудового коллектива шахты “Комсомольская” и членов их семей».
Этим же письмом глава непризнанной республики потребовал от ВГУ ЛНР «Республиканская топливная компания “Востокуголь”» перечислить шахтерам необходимую денежную сумму в счет погашения задолженности по зарплате за апрель 2020 года.
«Вопрос об иных выплатах будет решен до конца 2020 года», — говорится в письме. Речь, скорее всего, идет о долгах, которые образовались перед шахтерами до того, как шахта «Комсомольская» была национализирована властями непризнанной республики.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Три года спустя после объявления «независимости» ЛНР большинство местных угольных предприятий оставались под управлением структур украинского олигарха Рината Ахметова. В 2017 году бизнесмен признался, что утратил контроль над своими активами в республике. После этого все крупные промышленные предприятия «ЛНР» фактически перешли под управление компании «Внешторгсервис» Сергея Курченко — бизнесмена из окружения бывшего президента Украины Виктора Януковича. ВТС в том числе скупал весь добытый в «ЛНР» уголь, но это никак не улучшило положение горняков.
— Про шахтеров просто-напросто забыли. Начала копиться задолженность. Сначала рабочих уговаривали потерпеть, рано или поздно все отдадут, затем постепенно подвели к тому, что про эти деньги лучше не вспоминать, — объясняет Васьковский.
В прошлом году ВТС признал задолженность перед угольщиками в объеме 8 млрд рублей, получил от властей республики отсрочку платежей и обещал за два года рассчитаться. Управлять шахтами взялась ВГУ ЛНР «Республиканская топливная компания “Востокуголь”», у которой также начались копиться долги по зарплате.
По данным самих шахтеров, зарплата на шахтах «ЛНР» сейчас едва превышает 20 тысяч российских рублей, получить которые для шахтеров так же непросто, как и заработать.
Опасаясь бунта, власти непризнанной республики усилили давление на горняков, обвинив их в сотрудничестве с украинскими спецслужбами.
О пытках задержанных шахтеров говорит, например, участник трехсторонней контактной группы по Донбассу, представитель вынужденных переселенцев из Луганской области Денис Казанский, который попытался обратить внимание на положение луганских шахтеров на международном уровне.
— Касательно событий в Антраците, где бастующих шахтеров сажают в подвалы и применяют к ним пытки, — этот вопрос будет обсужден, к сожалению, только в следующий раз. Так как не был заранее включен в регламент. Как я уже понял, россияне и их представители в таких случаях обычно валяют дурака, делают вид, что им ничего не известно о таких фактах беспредела. Но все же, когда такие вопросы поднимаются при европейских посредниках, мы хотя бы ставим в известность международное сообщество и доводим до него многочисленные факты издевательств на людьми в ОРДЛО, — написал Казанский на своей странице в соцсети по итогам конференции 9 июня.
В Независимом профсоюзе шахтеров Донбасса подтвердили, что
среди бастующих горняков «Комсомольской» было по меньшей мере трое граждан России.
Еще часть протестующих не успела получить российские паспорта из-за эпидемии коронавируса, когда Россия закрыла свои границы для любых иностранцев.
В аппарате главы «ЛНР» комментировать произошедшие события отказались.
Что касается ранее незаконно задержанных шахтеров, то, по словам Васьковского, большинство из них уже на свободе.
— Неясна лишь судьба семерых человек, мы сейчас пытаемся установить, где они, — пояснил сопредседатель Незаивисимого профсоюза, который сам несколько лет назад был вынужден бежать из Донецка, опасаясь преследований со стороны бывших единомышленников. — К сожалению, поговорить с теми, кто вернулся из застенков МГБ, невозможно: они отказываются общаться, ссылаясь на какие-то подписки о неразглашении. Люди сильно запуганы. Мы им объяснили, что в отношении них совершены чудовищные преступления, но они не собираются подавать жалобы на действия силовиков. Они просто боятся.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68