СюжетыОбщество

«Все идут досрочно»

Как петербургских бюджетников заставляют участвовать в голосовании

«Все идут досрочно»
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС
С 15 июня петербургские бюджетные учреждения начинают возвращаться к очной работе после вынужденных каникул. На рабочем месте сотрудники школ, библиотек и музеев с удивлением узнают, что главный вопрос на повестке дня — предстоящее голосование по поправкам в Конституцию, к которому руководство настойчиво предлагает «отнестись с пониманием».

Слухи о том, что петербургских бюджетников принуждают регистрироваться на портале госуслуг в преддверии голосования по поправкам, появились еще в начале июня. И даже дошли до председателя ЦИК Эллы Памфиловой. «Развейте сомнения», — обратилась она к вице-губернатору Петербурга Ирине Потехиной во время онлайн-совещания 4 июня.

«Очень трудно доказывать, что ты не верблюд, — парировала вице-губернатор. — Мы еще не получили вашего одобрения (речь шла о возможности организовать в Петербурге электронное голосование по поправкам, которую в итоге ЦИК отклонил.С. Р.), а пресса пишет, что мы уже всех построили».

С тех пор поток сообщений и жалоб от бюджетников только возрастал и складывался в единую картину: на портале госуслуг сотрудникам бюджетных учреждений предписано открепиться от голосования по месту прописки и прикрепиться к избирательному участку по месту работы. Ответственным лицам (руководителям учреждений) — ежедневно отчитываться о количестве сотрудников, проделавших эту операцию.

И поскольку электронного голосования в городе не будет, в один из дней, предусмотренных для досрочного голосования — с 25 по 30 июня, — всем предлагается явиться на участки.

Во избежание проблем

Автор одного из видеороликов, размещенных в соцсети «ВКонтакте», подписал его как совещание сотрудников детско-юношеского центра «Петергоф». Съемка ведется из-под стола:

— 1 июля никто не идет [голосовать]. Все идут до-сро-чно, — вкрадчиво объясняет мужчина на записи.

— Почему это? Принуждение какое-то, — раздаются робкие голоса на заднем плане.

— Я еще раз объясняю: потому что! Ну что я должен всем вам сказать? Я сам не хотел, может быть, я в отпуске 29-го числа. У меня билеты были, я их сдал.

«Новая» опросила нескольких работников сферы культуры и образования. Как выяснилось, когда речь идет о крупном бюджетном учреждении (Эрмитаже, Российской национальной библиотеке), как правило, никто из сотрудников никаких распоряжений по поводу голосования за Конституцию не получал. Напротив, сотрудники районных библиотек, детских музыкальных школ и училищ подтверждают наличие соответствующих указаний от своего начальства, но говорить с журналистами отказываются даже на условиях анонимности.

«У нас этот вопрос вообще никем не поднимался ни разу, — рассказал «Новой» сотрудник Российской национальной библиотеки. — Сейчас в приоритете вопрос возобновления работы библиотеки: начинаем готовиться к обслуживанию читателей».

Скриншоты присланы собеседниками «Новой»
Скриншоты присланы собеседниками «Новой»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Нам прислали эсэмэски про голосование, а потом, когда, видимо, многие их проигнорировали, написали, что срочно надо прикрепиться и 25 июня проголосовать по месту работы, — рассказала «Новой» Татьяна (фамилия есть в редакции), преподаватель театрального колледжа. — Радует, что с кем я ни говорила, никто хоть и не готов протестовать публично, но и голосовать не пойдет. Люди постарше признаются, что им тогда перед внуками будет стыдно. Что будет после 25-го, даже загадывать не хочу — а вдруг из-за плохой явки наше руководство погонят?

Был бы противный директор, я бы и не переживала, а хорошего — жалко».

«Когда я сказала, что эта моя гражданская ответственность не имеет отношения к служебным обязанностям, посыпались звонки и сообщения, что я подставляю администрацию и т. д., — говорит сотрудница хорового училища имени М. И. Глинки. — При этом сама [рассылавшая сообщения] секретарь директора тоже с сочувствием относится к сотрудникам, но транслирует то, что ей было сказано. Закончилось все тем, что меня попросили еще раз пересмотреть мои соображения и сделать это во избежание проблем».

Детская музыкальная школа № 17 им. А. Г. Рубинштейна (Петергоф): «Не сказала бы, что принуждают, но собираются проводить педсовет и голосование на участке, находящемся вблизи ДМШ. Если карантин снимают, то не приехать на педсовет не получится, а вживую отказаться от голосования сложнее, чем по телефону».

Мюзик-холл. Информированием сотрудников о предстоящем голосовании занимается лично художественный руководитель театра Фабио Мастранджело
Мюзик-холл. Информированием сотрудников о предстоящем голосовании занимается лично художественный руководитель театра Фабио Мастранджело

Анонимно: «Школу назвать, к сожалению, не могу. Мотивировали тем, что новый участок находится близко к школе. Досрочный день голосования — чтобы избежать большого скопления людей. По поводу «Госуслуг» просто сказали, что это было требование Комитета по культуре».

Детская школа искусств № 13 (Курортный район):Никому не угрожали. Завуч прямым текстом сказал: «Пожалуйста, отнеситесь с пониманием». Кто-то пытался напомнить, что голосование добровольное, на что ему ответили: «Уже 15 лет всё добровольно-принудительное».

Ни закону, ни здравому смыслу

В распоряжении «Новой» есть содержимое одной из таких рассылок. Примечательно, что письмо отправлено с электронного адреса отдела культурно-исторического наследия [email protected], а в качестве контактного лица, которому следует отчитываться «с нарастающим итогом», указана начальник подразделения Юлия Филиппова. К письму прилагается список учреждений, подведомственных петербургскому Комитету по культуре, с адресами избирательных участков, к которым следует прикрепиться.

Скриншот письма, полученного из отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Прислано читателями «Новой»
Скриншот письма, полученного из отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Прислано читателями «Новой»

Дозвониться до самой Филипповой не удалось. Пресс-секретарь петербургского Комитета по культуре Юлия Пряникова заверила «Новую», что не располагает информацией о том, что кто-либо в ведомстве занят вопросом одобрения поправок в Конституцию. А глава Комитета по культуре Константин Сухенко в разговоре с «Новой» неожиданно это подтвердил:

— Мы действительно этим занимаемся (рассылкой сообщений.С. Р.), чтобы обеспечить максимальную явку, — признался чиновник.

Почему это выглядит как принуждение к голосованию? К тому же многие бюджетники получают от своего руководства недвусмысленные намеки.

— Насколько мне известно, никому ничего не поступало. Для кого-то принуждением является, что на голосование надо идти. Но иначе у нас с вами будет несколько процентов явка — это ни закону не будет соответствовать, ни здравому смыслу. Вы поймите, что голосование проходит в экстремальной ситуации, поэтому сложности действительно есть.

P.S.

P.S. Большую коллекцию жалоб бюджетников собрал депутат петербургского Заксобрания Борис Вишневский. 15 июня он опубликовал заявление на имя председателя ЦИК Эллы Памфиловой и прокурора Санкт-Петербурга Сергея Литвиненко. «Данные действия (возможное принуждение к голосованию. — С. Р.) совершенно противозаконны, — говорится в тексте документа. — Во-первых, это нарушение статьи 60 Трудового кодекса РФ, запрещающей требовать от работника что-либо, не предусмотренное трудовым договором. Во-вторых, нарушение уже вступившей в силу ч. 8 ст. 2. Закона РФ «О поправке в Конституцию РФ (о недопустимости принуждения к участию в голосовании. — С. Р.)».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow