Один из самых надежных способов — контроль потребления потребителей через аптечные сети. Он может быть более эффективным, чем реклама и даже рекомендации врача.
Допустим, врач прописал вам препарат «А». Но фармацевт в аптеке сообщает, что прямо сейчас его в наличии нет, однако есть препарат «Б», «практически аналог». Какова вероятность того, что вы пойдете в другую аптеку в поисках препарата «А»? И уж тем более, если вы спросите «что-то от гриппа» и фармацевт твердо рекомендует вам препарат «Б», то вы ведь купите его, даже если запомнили препарат «А» по рекламе и слышали хорошие отзывы от знакомых?
«Аптечные сети давно устанавливают монополию на продажу тех препаратов, которые им проплачены производителем. Доходность продаж в наших аптеках для производителя катастрофически низкая. Проблема в том, что аптечные сети и дистрибьюторы в нашей стране слились в один монопольный конгломерат и диктуют производителям условия, по которым они будут выставлять препараты на прилавки. Раньше было довольно много самостоятельных аптек, не входящих в сети, а теперь их не сыщешь днем с огнем», — объясняет «Новой» доктор медицинских наук, профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев.
Схема надежная, однако и прямой рекламы никто не отменял. Тем более в период эпидемии люди ажиотажно искали любую доступную информацию о лечении COVID 19 в СМИ и в соцесетях, а их критическое отношение к рекламе ослабло. Хочется ведь верить в чудо!
«Конечно, в выигрыше оказались те фармпроизводители, у которых есть препараты и в амбулаторном сегменте, и в стационарном, — продолжает Павел Воробьев. —
Сейчас, в «эпоху ковида» наблюдается, например, вакханалия с противовирусными препаратами, такими как «Арбидол», «Кагоцел» и другие.
Их реклама льется рекой при недоказанной эффективности, и именно их вам вручат в аптеке, именно их вам выдадут бесплатно врачи организаций здравоохранения. И уже никого не волнует их эффективность».
Соблюдение закона все же волнует надзорные органы, в частности Федеральную антимонопольную службу. Поэтому когда в январе 2020 года (вирус, напомним, еще не успел добраться до России) в эфире ведущих радиостанций появилась реклама «Арбидола», без обиняков сообщавшая, что препарат якобы «активен даже против коронавируса», ФАС возбудила дело. И компания «Отисифарм» получила предписание за то, что «на момент выхода рекламы содержащийся в ней рекламный посыл, относительно действия препарата «Арбидол» против нового коронавируса, выходил за пределы показаний, указанных в инструкции по применению данного препарата».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Получив в глаз бревном, «Отисифарм» решила поискать соринку у конкурентов. Гендиректор производителя «Арбидола» Ольга Медникова обратилась в ФАС по поводу рекламы противовирусного препарата «Нобазит». Возможно, вы видели этот ролик, в котором стаи медицинских масок улетают из города. Гневное письмо Ольга Медникова написала и в «Национальную рекламную ассоциацию», мол, как вы могли допустить ролик в эфир. НРА и «Отисифарм» пока не ответили на редакционные запросы «Новой газеты».
При этом Ольга Медникова в конце мая опубликовала открытое письмо журналистам, смысл которого: вы должны писать о лечении коронавируса так, как подскажет вам наша компания: «Как ведущая российская фармацевтическая компания, мы готовы на еженедельной основе направлять вам подборку новых российских и международных исследований по теме COVID 19, которая будет подготовлена профессиональными сотрудниками компании, обладающими соответствующим медицинским образованием».
«Борьба на рекламном поприще идет с переменным успехом. Не так давно был скандал с рекламой «Арбидола». Теперь «Отисифарм» решил отыграться на том же поле с рекламой «Нобазита». Понятно, что в эпоху всеобщего маскобесия, такая фривольная реклама вызывает у ковидиотов изжогу. А я вот с завидным упрямством считаю, что всеобщее и повсеместное ношение масок не требуется, и мне реклама с улетающими масками понравилась. В ней нет никакого призыва, есть юмор», — говорит доктор медицинских наук Павел Воробьев.
Кстати, препарат «Нобазит» имеет интересную историю. Оригинальный препарат был разработан украинцами, а локализован ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко» по заказу войсковой части 34435, то есть — Российской Федерации. Патенты на субстанцию и выпуск «Нобазита» в капсулах принадлежат государству. Это важно в условиях пандемии, когда страна должна быть обеспечена собственными антивирусными препаратами. Субстанция производится в России единственным производителем — Институтом проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения РАН (ИПХЭТ СО РАН).
А права на выпуск «Нобазита» в форме таблеток принадлежат компании «Авексима», которой и адресует свои претензии производитель «Арбидола».
«Новые препараты в таких условиях, будь они трижды инновационными, попасть к потребителю практически не могут. Я нередко встречаю те или иные препараты в иностранных рекомендациях, в том числе отечественные или ставшие нам родными за десятилетия их использования. Но в России они подвергнуты остракизму. Продвигаются только препараты фармацевтических гигантов. Можно сказать — но у них хорошие препараты, а новые еще неизвестны? Увы, нажива идет не на качественных препаратах, а исключительно за счет, назовем условно, маркетинга, включая рекламу не последними лицами в руководстве государства.
Страдает от этого не только потребитель, страдает от такой политики все здравоохранение, которое не может рассчитывать на появление новых действенных препаратов в России: путь для них заказан», —
резюмирует доктор Воробьев.
Речь, конечно, далеко не только о противовирусных препаратах. С проблемами при выходе на российский рынок сталкиваются производители современных лекарств от сердечно-сосудистых заболеваний, препаратов, необходимых людям с хроническими, онкологическими заболеваниями. Если им придется получать «одобрение» у фармкомпаний, уже доминирующих на фармрынке, то шансов появления реального выбора у потребителя просто не останется.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68