СюжетыЭкономика

Кризис — это возможность?

Истории нескольких предпринимателей, успешно перестроивших бизнес на волне эпидемии

Этот материал вышел в номере № 54 от 27 мая 2020
Читать
Фото: EPA
Фото: EPA

12 мая правительство Латвии существенно смягчило ограничения, связанные с эпидемией: разрешило собираться группами до 25 человек, возобновить спортивные тренировки и камерные культурные мероприятия. При этом Латвия с самого начала пошла по пути мягкого карантина — многие виды бизнеса, включая кафе, рестораны и салоны красоты, могли продолжать работу и во время карантина, с небольшими ограничениями. Компаниям, которые оказались на вынужденном простое — в первую очередь это вся туристическая отрасль, — правительство выделило финансовую помощь, в частности, пособия сотрудникам за простой. Конечно, ни госпомощь, ни относительная мягкость карантина не помогли избежать кризиса: уже сейчас ВВП страны снизился на 1,4% по сравнению с прошлым годом, а многие предприятия оказались на грани закрытия.

Однако далеко не все. Согласно апрельскому опросу одного из крупнейших банков Luminor, 26% предпринимателей в этом году планируют расширить свою деятельность. Еще 47% уже изменили или планируют изменить свою бизнес-модель в связи с изменившейся ситуацией.

Рассказываем истории нескольких латвийских предпринимателей, которые восприняли нынешний кризис как возможность.

Защитные щитки

Разработанная модель защитного щитка для лица от Mechanika Engineering
Разработанная модель защитного щитка для лица от Mechanika Engineering

Латвийская компания Mechanika Engineering с 2011 года занимается производством промышленного оборудования. В начале марта, когда объявили чрезвычайную ситуацию, многие клиенты отменили заказы на неопределенный срок.

«Нужно было либо смириться, либо как-то выправлять ситуацию, — говорит директор компании Артур Житрис. — Мы выбрали второе».

Уже в марте Mechanika Engineering разработала первую модель пластиковых защитных щитков для лица — в мирное время их можно использовать на разном производстве, в частности, в деревообрабатывающей промышленности. Сейчас основными заказчиками становятся медицинские учреждения. По словам Артура, их щитки уже заказали несколько латвийских самоуправлений,

несколько партий отправили в Литву и Эстонию, совсем небольшую партию — в США.

Чуть позже начали разрабатывать бесконтактные дезинфекторы для рук, которые можно устанавливать в торговых центрах и других общественных пространствах — в ближайшие дни их запустят в производство. По словам Артура, такой дезинфектор удобнее обычного: он реагирует на движение воздуха, поэтому не нужно лишний раз касаться чего-то руками.

Покрыть расходы все равно не удается: у компании большие производственные помещения и свой штат инженеров, а продажи пока отстают от желаемых.

«Пока, к сожалению, нам не удалось выровняться в плане финансов — посмотрим, что принесут дезинфекторы, — говорит Артур. — Пока сложно предсказать объем продаж».

От цветов к онлайн-доставке

До начала эпидемии у Роланда был свой семейный бизнес — цветочный магазин. После объявления чрезвычайной ситуации продажи резко упали. Правительство Латвии никак не ограничивало работу небольших магазинов: единственным требованием было обеспечить социальную дистанцию в торговом помещении и средства дезинфекции. Но многие магазины все равно закрылись: осторожные латвийцы стали выходить из дома гораздо реже, закупаясь только необходимым — держать бизнес открытым, оплачивая работу персонала, Роланду стало невыгодно.

«Обороты резко упали, надо было срочно искать новые решения, — описывает он ситуацию в марте. — Надо было найти направление, в котором есть большой спрос».

Еще до запуска цветочного бизнеса Роланд какое-то время проработал маркетологом в интернет-магазине. Помня свой опыт, он подумал, что доставка продуктов — это выход.

Действительно, до начала эпидемии онлайн-торговля в сфере продуктов в Латвии была не особо развита. Меньше года назад Rimi — одна из крупнейших сетей супермаркетов — запустил в тестовом режиме онлайн-доставку. Своя доставка была у другой крупной сети — Maxima — но к общей прибыли компании она добавляла копейки. За последние несколько лет возникло несколько стартапов в сфере доставке продуктов — владельцами некоторых, кстати, были переехавшие в Латвию москвичи. В большинстве случаев стартапы умирали быстро: в Риге практически в каждом районе есть супермаркеты разных ценовых категорий в шаговой доступности, так что для рижан закупка продуктов — не настолько затратный по времени процесс. С большей охотой стать клиентами онлайн-сервисов готовы были жители удаленных регионов, но это уже проблема для доставщика: везти заказ на 30 евро за 100 километров от Риги едва ли выгодно.

С началом эпидемии доставка продуктов резко стала популярной услугой — настолько популярной, что имеющиеся сервисы, которых было мало, вообще не справлялись с нагрузкой.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Этой ситуацией решил воспользоваться Роланд — 1 апреля он запустил свой сервис Deliv.lv.

«Мы приняли решение в конце марта, онлайн-платформу сделали за неделю и запустились», — вспоминает он.

Ассортимент не настолько широк, как в крупных торговых сетях, — в одной категории несколько брендов, а не десятки, но есть свежие фрукты и овощи, рыба, мясо, корм для животных, некоторые бытовые товары. Роланд сделал ставку на скорость и широту покрытия: сейчас доставка работает практически по всей стране, в Риге заказ будет выполнен в тот же день, если оформить его до 15.00.

Сейчас, говорит Роланд, заказов от 70 до 100 в день. Платформа, по его словам, далеко не идеальная — но и сделана она буквально на коленке, зато очень быстро. Сейчас Роланд со своим программистом работает над улучшением сайта — обещает, что в июне новый сайт будет готов, «с техническими решениями, которых нет у других сервисов по доставке в Латвии». Пока что отбить расходы не удалось, но Роланд рассчитывает выйти в ноль через два месяца.

«Кризис дал нам новые возможности повоевать за наш рынок, — говорит он. — Сделать что-то, что будет работать в долгосрочной перспективе».

Покрасить волосы онлайн

Салоны красоты первыми ощутили на себе последствия карантина. Правительство не стало закрывать их, но обязало работать только по предварительной записи: есть клиент — салон может его принять, нет — должен стоять закрытым.

В салоне Color Wizards в центре Риги до начала кризиса работали 10 человек: девять мастеров и администратор. С началом карантина, в марте, посещаемость упала на 70%.

«Работать нам не запрещали, — говорит директор салона Анастасия Кошкина. — Но многие клиенты вообще боялись выходить из дома. У кого-то начались проблемы с финансами, посещение салонов красоты ушло на второй план». Пришлось уволить администратора, но мастеров удалось сохранить.

По словам Анастасии, уже с апреля ситуация стала выравниваться: поток клиентов на 40% отставал от обычного, при этом многие клиенты стали возвращаться. На первый план вышла дезинфекция — после каждого клиента специальным раствором стали обрабатывать все: поверхности, стулья, дверные ручки.

Чтобы не уйти совсем в минус, в салоне решили работать с постоянными клиентами «на удаленке»: стали продавать им наборы для окрашивания волос их оттенка с подробной инструкцией. Некоторым, говорит Анастасия, проводили онлайн-консультации по скайпу:

мастер звонил и в режиме видеоурока рассказывал, как правильно красить волосы.

«Эти наборы спасли ситуацию, стало немножко легче финансово, — рассказывает Анастасия. — Мы все равно в убытке, но хотя бы не настолько большом. Сейчас думаем оставить эту услугу и после карантина — она стала популярной. Это удобно клиентам, которые не могут раз в три недели ходить в салон».

Бренд

Некоторые как раз на волне кризиса решили запустить свой бизнес. Дизайнер Юлия Домбровская с командой друзей выпустила линию домашней одежду под брендом Quarantino.

«Мы переписывались, шутили, кто-то из нас сказал, что сейчас все будут работать через удаленку, созваниваться, сидя в пижамных штанах, но в пиджаках, ходить по дому, скучать по офису. И возникла эта мысль — сделать домашнюю одежду, но в стиле кэжуал, с современными принтами, чтобы было мягко, уютно и по-домашнему», — рассказывает Юлия. Большинство предметов — с надписями вроде «разбудите меня, когда карантин закончится», «карантин? отличная причина ни с кем не встречаться».

Носки из коллекции весны на карантине от Quarantino
Носки из коллекции весны на карантине от Quarantino

Разработка идеи и первых макетов, по словам Юлии, заняла всего одни выходные. Потом она загрузила несколько картинок в интернет, и вскоре на нее вышла латвийская швейная мастерская. Покупают одежду Quarantino, по словам Юлии, в основном молодые люди: от 16 до 45. Самый популярный товар — носки с принтами в виде рулонов туалетной бумаги.

«Это такая пугающая ситуация, что если над ней подшучивать, кажется, что она станет менее страшной, — описывает дизайнер свою концепцию. — Потому что сейчас, конечно, мы все обескуражены».

Сейчас Юлия обсуждает с мастерской расширение производства и надеется, что бренд Quarantino станет частью более крупной коллекции.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow