Сюжеты · Общество

Стальные женщины, поцелуй Победы, но Хиросима

О тех, кто навел резкость на Вторую мировую войну

Этот материал вышел в № 47 от 6 мая 2020
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 47 от 6 мая 2020

17:00, 8 мая 2020Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

10700

17:00, 8 мая 2020Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

10700

Благодаря кинохронике и фотографиям события Второй мировой войны стали видны последующим поколениям, и один кадр может быть убедительней тысячи слов. Мы видим своими глазами: победы и поражения, немыслимые жертвы, человеческие трагедии и торжество силы духа, оболваненные толпы, разруху и ростки новой жизни. Все авторы снимков, о которых пойдет речь в этом материале, ушли из жизни, но сделанные ими фотографии живы.

В США обожают рейтинги. В подготовке статьи о самых известных фотографиях и военных фотографах автору помогли соответствующие «таблицы популярности» — Национальных архивов, телеканала History, сайтов «Ностальгия» и «Культурное путешествие».

Для нас, в СССР и России, та часть Второй мировой войны, которую американцы вели в Тихом океане, Юго-Восточной Азии и Африке, на территории Франции, Италии и Германии, десятилетиями оставалась (и остается до сих пор) такой же «неизвестной войной», как для американцев — боевые действия на Восточной фронте и жертвы, которые принес ради победы Советский Союз.

«Неизвестная война» — кстати, так назывался совместный советско-американский документальный проект Романа Кармена из 20 фильмов о сражениях Великой Отечественной, озвученный знаменитым американским актером Бертом Ланкастером и показанный в США и других западных странах в конце 70-х. Создавался он непросто, потому что в годы холодной войны столкнулись советская официальная трактовка и позиция западных историков. Но цикл был создан и показан в США и западных странах в конце 70-х годов прошлого века. Но советский, а позже российский зритель так и не увидел войну глазами американцев. По сути, она для нас так и осталась неизвестной, если не считать редкие голливудские фильмы.

И только благодаря некоторым фотокадрам мы оказались по другую сторону фронта — в Нормандии и на Тихом океане, на военных фабриках, где к станкам встали женщины…

Символ победы

«Поцелуй на Бродвее», 1945 год. Фото: Alfred Eisenstaedt/LIFE

Один из таких кадров — «Поцелуй на Бродвее» фотографа Альфреда Эйзенштадта, который начинал карьеру в Германии, эмигрировал в США, когда к власти пришли нацисты, и стал штатным фотографом знаменитого в те годы журнала Life.

Альфред Эйзенштадт

На его обложках были размещены свыше 90 фотографий Эйзенштадта (он делал фотопортреты Черчилля, Мэрилин Монро и Джона Кеннеди, Альберта Эйнштейна и Софи Лорен). Но только «Поцелуй на Бродвее» стал фотолегендой. У снимка два названия: официальное — «День победы на Таймс-сквер» и народное — «Поцелуй». Символично, что именно немец снял кадр, ставший символом победы над фашизмом.

Эйзенштадт скончался в год 50-летия Победы, а герои его фото ушли из жизни совсем недавно. Военный моряк на снимке — Джордж Медонса, умер в феврале прошлого года в возрасте 95 лет, а помощница зубного врача Грета Зиммер (позже по мужу — Фридман), беженка из Австрии, ушла из жизни в 2016-м, дожив до 92. Родители успели переправить ее вместе с сестрами в Америку, а сами сгинули в огне Холокоста.

В день съемки фотограф не спросил имени у моряка и медсестры. Только в 60-е годы прошлого века, увидев снимок в книге «Глаз Эйзенштадта», Грета узнала себя.

Моряк Джордж Медонса и медсестра Грета Зиммер 35 лет спустя. Таймс-сквер, 1980 год. Фото: Veterans History Project/Library of Congress

Любопытно, что в тот день Медонса пришел на свидание со своей будущей женой медсестрой Ритой Петри. Люди собрались в тот вечер на площади, чтобы услышать официальное заявление президента Гарри Трумэна об окончании войны. Матрос поцеловал девушку в порыве переполнявших его эмоций, они схвачены объективом камеры в красивой «танцевальной позе». Будущая жена Медонсы тоже попала в кадр, она улыбается на заднем плане.

Хоть смейся — хоть плачь, но канонический снимок давно раздражает феминисток: морячок «схватил» девушку, не спросив ее разрешения. Впрочем, Грета Зиммер полностью оправдывает «вольность» матроса. В интервью проекту «Истории ветеранов войны» в 2005 году она сказала: «Это был не поцелуй, скорее ликование. Позже я узнала, что он был так счастлив, что ему не пришлось возвращаться на войну. А медсестрам он был очень благодарен за то, что они ухаживали за ранеными, вот и схватил меня».

Символ разгрома

Утонувший линкор ВМС США «Оклахома», Пёрл-Харбор, 1941 год. Фото: Bob Landry/LIFE

Война для США началась в воскресенье, 7 декабря 1941 года, когда японский императорский флот нанес мощный удар по американской военно-морской и воздушной базе Пёрл-Харбор («Жемчужная гавань») на Гавайях. В одно утро Америка потеряла 3 крейсера, 3 эсминца, минный заградитель; по разным подсчетам, от 188 до 272 самолетов; 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. Разгром подтолкнул США к немедленному вступлению в войну.

Боб Лэндри, штатный фотограф журнала Life, в момент атаки находился в 160 километрах от Пёрл-Харбора, снимая репортаж о военно-морских учениях в Тихом океане. Он немедленно прибыл на место событий и первым из профессиональных фотографов снял последствия атаки. Фотографии Лэндри, опубликованные в изданиях LIFE и TIME (их редакции работали до поздней ночи в воскресенье, чтобы напечатать самую свежую информацию об атаке японцев), вызвали в США не страх и уныние, а подъем патриотизма и сплочение нации.

После войны Боб Лэндри был автором многих обложек для журнала LIFE. Одна из них с юной Ритой Хейвуорт так впечатлила актера Орсона Уэллса, что, увидев фото девушки на обложке, маститый актер немедленно сделал ей предложение. Но это — совсем другая история из мирного времени.

А снимки из Пёрл-Харбора попали на страницы учебников американской и всемирной истории.

«Мы это можем!»

Мы всегда связывали открытие второго фронта с высадкой союзников в Нормандии в 1944 году. Но фактически фронт был открыт задолго до этого, когда США и Великобритания начали поставки для нужд фронта и тыла Великой Отечественной оружия, техники, продовольствия и медикаментов.

Маргарет Бурк-Уайт

Фотограф Маргарет Бурк-Уайт находилась в Москве, когда немецкая армия вторглась в Советский Союз. В Кремле она фотографировала Сталина для обложки LIFE и стала первой женщиной — военным корреспондентом и первой женщиной, которой разрешили работать в зоне боевых действий.

Маргарет Бурк-Уайт, как и другие военные фотокоры, неоднократно рисковала жизнью, в том числе находясь на торпедированном и затонувшем корабле.

Из цикла «Женщины из стали». Фото: Margaret Bourke-White

Среди самых запоминающихся работ Маргарет — кадры заключенных концлагерей и мертвых тел в газовых камерах, но ее цикл «Женщины из стали» занимает особое место в американской истории.

Читайте также

Читайте также

Они сохранили горе и подвиг

Если есть кому перевязывать, и ты фотограф — снимай! Если нет — перевязывай сам

Флаг над Иводзимой

Родители фотографа, сделавшего самый известный снимок в «американской истории» Второй мировой, Джо Розенталя — выходцы из России. Его карьера продолжалась более полувека, но ни один из сделанных им снимков не может померяться славой с «Поднятием флага над Иводзимой».

«Поднятие флага над Иводзимой», 1945 год. Фото: Joe Rosenthal/АР

Розенталь родился в Вашингтоне в 1911 году и увлекся фотографией, когда переехал в Сан-Франциско во время Великой депрессии. Он пытался устроиться в армию в качестве военного фотографа, но из-за плохого зрения был «забракован». Однако снимки Розенталя заинтересовали агентство «Ассошиэйтед Пресс», и ему поручили освещать войну в Тихом океане.

Джо Розенталь

За эту работу в 1945 году фотограф получил Пулитцеровскую премию — высшую награду американской прессы. Фотография стала прообразом для памятника морской пехоте в Арлингтоне (штат Вирджиния) рядом с национальным кладбищем, где покоятся президенты, председатели Верховного суда, военнослужащие, павшие в войнах за Америку, а также астронавты НАСА.

Эта фотография (как и «Поцелуй на Бродвее») стала синонимом американской победы, одной из самых воспроизводимых и копируемых фотографий в мировой истории.

23 февраля 1945 года после ожесточенного боя американские морпехи доставили флаг на самую высокую точку острова Иводзима — на гору Сурибати. Первым их заснял военный фотограф Луи Лоури. Но спустя несколько часов морские пехотинцы снова направились к этому же месту — уже с более серьезным полотнищем. Именно вторая попытка (фактически замена флага) запечатлена на знаменитой фотографии.

Между тем ожесточенная битва за остров продолжалась, японцы не сдавались, и трое солдат, поднимавших флаг на снимке Розенталя, погибли на Иводзиме. Главком военно-морского флота США Джеймс Форрестол, увидев этот снимок, заявил: «Поднятие флага на Сурибати означает, что корпус нашей морской пехоты будет существовать следующие пятьсот лет».

D-day: в пасти смерти

Одна из главных фотографий высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года была сделана не профессионалом из лучших изданий Америки, а «помощником фотографа» береговой охраны США, старшим офицером Робертом Ф. Сарджентом.

Роберт Ф. Сарджент

Сарджент сфотографировал свое десантное судно около 7.40 утра. Морпехи участвовали в операции «Нептун» — морской фазе операции «Повелитель» (Overlord).

Позже в Нормандии лучшие американские мастера фотографии создадут более художественные образы, но этот снимок ценен тем, что сделан в разгар кровопролитного боя, в ходе которого десантники штурмовали побережье под шквальным огнем немцев. «В пасти смерти» — так Роберт Сарджент назвал снимок, оригинал которого хранится в музее Береговой охраны США. Еще одно название фото — «Такси в ад и обратно». Баржа, с борта которой спрыгивали десантники, разворачивалась и шла за пополнением — как такси за новыми пассажирами.

«В пасти смерти», 1944 год. Фото: Robert F. Sargent

Высадка морского десанта в Нормандии стала крупнейшей в мировой истории операцией по одновременному десантированию 156 тысяч военнослужащих. Потери союзников в ходе высадки составили 4413 погибших и пропавших без вести, 5836 раненых и пленных.

Всего США потеряли во Второй мировой войне 418 000 человек и 671 278 были ранены.

Атомная бомба

Заключительный аккорд самой кровопролитной войны поставили американцы, сбросив две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Снимки американского фотографа Уэйна Миллера отражают боль и ужас японцев, тотальную разруху от взрыва бомбы, сброшенной 6 августа 1945 года стратегическим бомбардировщиком Боинг Б-29 «Энола Гей». 80 000 японцев погибли сразу же, десятки тысяч умерли от радиационного облучения позже. Бомба, которую американцы прозвали «Малыш», стерла с лица 90 процентов Хиросимы.

«Престарелая японка во временном госпитале». Фото: Wayne Miller

Снимки Уэйна Миллера передали и ужас, и сочувствие к мирному населению, ставшему жертвой варварского оружия. А торжества победы над врагом в них нет.

Уэйн Миллер

В 1941‒42 гг. Миллер обучался в школе искусств в Лос-Анджелесе, а потом в звании лейтенанта попал на флот, оттуда — в специальное «Подразделение фотографов при ВМС», созданное Эдвардом Стейхеном, объединившим для съемок военно-морского флота США лучших фотохудожников страны, до войны снимавших модные дефиле.

Снимки Уэйна Миллера из Хиросимы, куда он попал в числе первых западных фотографов, стали для американцев документальным свидетельством того, как и при каких обстоятельствах завершилась Вторая мировая война.

Уэйн Форрест Миллер прожил 94 года.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#сша #вторая мировая война #фотография #фото

важно

21 час назад

Amnesty International повторно признала Алексея Навального узником совести

Slide 1 of 6

выпуск

№ 48 от 7 мая 2021

Slide 1 of 11
  • № 48 от 7 мая 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

507118

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

381286

3.
Интервью

Девочка, которая потеряла Конституцию 11 мая студентке МГУ Ольге Мисик выносят приговор за «осквернение будки» Генпрокуратуры

260607

4.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

163816

5.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

151638

6.
Колонка

Новые лишенцы Депутаты всех фракций Госдумы задумали отнять у россиян избирательные права

137153

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera