Система ПНИ и детдомов, не менявшаяся в стране десятилетиями и охранявшая своих постояльцев от внешнего вмешательства покруче, чем ФСИН, вдруг в одночасье сдалась и согласилась на вмешательство в свою жизнь. Стало очевидно, что в предлагаемых вирусом обстоятельствах сотрудники фондов и волонтеры — это не «дополнительная опция», а работающая система «быстрого реагирования». Перед эпидемией оказались беззащитны все, но быстрее всех — огромные, на несколько сот жителей анклавы «милосердия», во многих из которых милосердие как сущность трансформировалось в социальную услугу. Именно такие первыми оказались на грани катастрофы.
Оказалось, что не дискуссия на тему реорганизации ПНИ, инициированная Нютой Федермессер осенью в Общественной палате станет основным триггером перемен. А страшная, свалившаяся на все человечество оптом зараза.
Надо заметить, что в сентябре представители министерств, слушая доклад Нюты Федермессер о положении дел ПНИ в стране среагировали на проблему «с пониманием». И маховик в сторону изменений в системе качнулся. Но от понимания до реформы — дистанция огромного размера. В России так и вовсе почти непреодолимая. Чиновнику в массе своей вообще трудно выйти не на оперирование статистикой «койко-мест» и подушевого финансирования, а на создание качественной жизни. Эпидемия ускорила понимание того, что на самом деле гуманизм — это четко организованная осмысленная работа.
Эпидемия вообще-то во многих сферах оказалась лакмусовой бумажкой для тестирования на прочность.
Благотворительные фонды этот удар держат безупречно.
12 апреля Лиза Олескина, президент фонда «Старость в радость», сообщила в фейсбуке, что в доме престарелых Вязьмы ЧП — 85 человек оказались заражены коронавирусом. В интернате проживают 250 человек. Из них 100 маломобильных.
Администрация дома престарелых срочно организовала отдельное крыло-карантин, куда собрали потенциально больных пожилых людей и инвалидов. Но так как в больницу попали и зараженные сотрудники интерната, оказалось, что на весь интернат остался всего 21 работающий сотрудник. Олескина написала:
Уже через день Лиза Олескина написала, что на призыв о помощи откликнулись 30 человек и прием заявок пока закрыт.
То есть за день, представляете, за день проблема с персоналом по уходу была решена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Новые сотрудники уже вышли на работу в дом престарелых в Вязьме.
А Лидия Мониава, директор благотворительного фонда «Дом с маяком», в эти же дни сообщает в фб, что «благодаря коронавирусу случилось эпохальное событие для всей системы взрослых и детских интернатов. Из интернатов начали эвакуировать детей и взрослых "на волю".
По всей стране в интернатах живут сотни, а иногда 1000+ человек в одном месте. Столько же сотрудников приходят туда на работу. Живут скученно, по 12 человек в одной комнате. Если один заболеет коронавирусом, заболеют все».
Оказалось, что неповоротливая государственная система, когда очень нужно, способна реагировать быстро и эффективно. Четыре российских министерства (здравоохранения, соцзащиты, просвещения и росздравнадзор) объединились и создали письмо, в котором призывают ввиду чрезвычайной ситуации правительства всех субъектов РФ передать до конца карантина детей и взрослых из интернатов в семьи или на квартиры временного проживания НКО.
Департамент соцзащиты Москвы помог «Дому с маяком» за один день оформить разрешения от опеки на вывоз детей на гостевой режим. Десять нянь, постоянно сотрудничающих с хосписом и умеющих работать с тяжелыми детьми, отозвались. И процесс пошел. Мониава пишет:
Оказалось, что на этом свете немало людей, которые рады взять себе домой тяжелых детей из интернатов.
И еще что важно. Фонды не только быстро реагируют, но и помогают составить алгоритмы этой помощи. Лиза Олескина, например, считает, что МЧС могло бы взять на себя работу по постоянной дезинфекции, чтобы «нянечки не разрывались между людьми и необходимостью все драить вокруг», что там, где и в обычное время не хватает сотрудников, при эпидемии будет коллапс, и поэтому надо уже сейчас обучать всех сотрудников домов престарелых навыкам по уходу, привлекать студентов медвузов и армию.
Так или иначе, но именно фонды сейчас становятся основными экспертами в организации помощи самым уязвимым и немощным.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68