КолонкаОбщество

Колокол не звонит по тебе

В Израиле евреи и арабы вместе работают на скорой помощи

Колокол не звонит по тебе
Фото: EPA
Фото: EPA-EFE
Фото: EPA-EFE

— Трындец глобализации, — говорят противники исторических процессов, тыча пальцем в пандемию, как в причину и свидетельство трындеца.

И впрямь, страны делят себя карантинами, задвигают засовы границ. Недавно Европу можно было легко проехать-проплыть-пролететь из конца в конец. Сейчас она как в ХХ-м, а то и в XIV-м веке, когда чума убила половину ее населения.

Политические агорафобы делают вирус своим бактериологическим оружием в борьбе с открытостью, свободным движением товаров, капиталов и людей. А также с их чувством единства рода человеческого.

А оно наоборот — в самоизоляции крепнет. Парадоксальным образом, но в прямом смысле слова.

«Нет Человека, который был бы сам по себе, — слова Джона Донна не банальны. — …если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа…; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Не зря Хемингуэй взял их эпиграфом книги о войне в Испании. С чего бы ее герою-американцу помогать чужим? А с того, что его отечество — все человечество.

Хотя его, как и нас, в этом упорно разубеждают. Локальные конфликты будят ужас большой войны. Тем весомей опыт страны, годами «живущей под обстрелом». Счет больным в Израиле идет на тысячи, умершим — на десятки, но страна вновь показывает высочайшую степень готовности, организованности и гражданской солидарности.

Пока президент Реувен Ривлин читает онлайн детям сказки, Франс-Пресс пишет: врачи-евреи и врачи-арабы вместе работают в больницах и на скорой помощи. Минздрав публикует данные о больных. Готов план мер борьбы с кризисом емкостью 80 млрд шекелей; 20 млрд — уволенным, тем чей отпуск не оплачен и лишенным дохода фрилансерам. Из них 17 млрд — пособия безработным. Доступны данные о заболевших по городам. Полиция отслеживает перемещение и контакты больных.

Израильтянин пишет в социальных сетях: «Сестра вернулась из-за границы прямо в карантин. На второй неделе — звонок:

— Мария?

— Да.

— Это полиция. Где вы?

— Дома.

— Пройдите на балкон. Мы должны убедиться.

Маша выходит. Подлетает квадрокоптер, фотографирует и улетает. Полицейский: «Спасибо за содействие! Удачи в самоизоляции».

Радиожурналист Алона Бреннер наконец выспалась. «Слишком много лет я рано вставала и поздно ложилась, — улыбается она, — Изоляция — не катастрофа. Делаю гимнастику, хожу с шагомером. Как в тюремном анекдоте: “Хаим, думаешь, если ты ходишь, то не сидишь?” Сижу, но с пользой. Читаю отложенные книги. Смотрю кино. Радуюсь телефонным беседам с близкими. Надеюсь на скорую встречу. Зато какая жизнь начнется! Будем ценить то, чего не замечали».

Меж тем израильтян вывозят отовсюду, даже из Боливии, где консульства нет.

«Симптомы вируса — это все что угодно»

Профессор Полина Степенски из израильского госпиталя «Хадасса» — о том, как договориться со смертью, и почему спасение от пандемии в системе и порядке

Илья Левин создал организацию «Шаарей Тарбут» — «Врата Культуры» — как площадку творческих обменов. Сейчас она, как и все гражданское общество, воюет с вирусом. Любители искусства — сеть поддержки, созданная Левиным — делают общее дело.

Координирует его депутат Кнессета Тали Пласков. «Ее огромный опыт работы в сфере социальной защиты востребован, как никогда прежде. — говорит Илья, — Главная наша задача — помощь пожилым людям, выпавшим из поля зрения социальных служб. Это, в основном, репатрианты. Мы развозим им продукты, горячие обеды и книги. Решаем бытовые вопросы. Ведь им нельзя покидать дом. Они — в группе риска. Сейчас “Шаарей Тарбут” — это русскоязычная скорая социальная помощь».

Прежде единство человечества от многих заслоняли флаги «партий» и «клубов» — политических, расовых, гендерных и прочих. Оно было чем-то вроде красивого миража. Быть может, общая угроза превратит его в реальность? Преувеличена она или приуменьшена? Сглаживает ли различия и противоречия, объединяя людей? Скоро узнаем. Сейчас каждый, кто хочет, в любой стране может ощущать единство с целым — и дома в самоизоляции, и на работе, и в группе волонтеров, кормящих стариков.

— Мир — хорошее место, — повторяю я вслед за героем Хемингуэя. — Он стоит того, чтоб за него сражаться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow