КомментарийКультура

Книжная койка: день 2, Юзефович

Проект «Новой газеты» и Анны Наринской открыт на карантин. Один день — один рассказ

Книжная койка: день 2, Юзефович
Фото: РИА Новости
От редакции
Рассказ — во многом недооцененный сегодня литературный жанр. Причем, недооцененный и издателями, и читателями. И тех и других не устраивает его некоторая несолидность. Издатели считают, что «сборник рассказов» это как-то мелко, и хоть и издают их, но пытаются представить чем-то иным, применяя самые разные эвфемизмы — «Роман в рассказах» или вроде того. Читатель же часто рассказ воспринимает как некоторое послабление, уступку себе. Вот роман прочитать, или длинный нон-фикшн какой — это да, интеллектуальное достижение, а рассказы, они что… облегченный, как говорится, вариант. Обидно, что такое отношение существует на пространстве языка, на котором писал Антон Чехов, но оно стало довольно стойким. А ведь рассказ это совершенно особый организм. Он — даже когда подлиннее — рассчитан на вдох/выдох. На почти мгновенное превращение. Ты входишь в рассказ одним, а выходишь немного другим, но в отличие от, например, чтения романа, ты еще помнишь себя прежнего. Это поразительное литературное «было/стало», мало с чем сравнимый душевный опыт. Причем — перейдем к прозе жизни — опыт, который мы можем себе позволить при нашей занятости, которую никакой карантин не отменяет.

Но одна проблема с рассказами все-таки есть. Их написано очень много.

Конечно, можно довериться проверенным гениям. Возьмите сборник рассказов Чехова, Акутагавы, Мопассана — вы не ошибетесь. Не ошибетесь, но останетесь внутри одного мира, одной интонации. Мы предлагаем другой опыт. Каждый день мы будем выкладывать по одному рассказу, отобранному Анной Наринской, с ее небольшим вступительным словом. Рассказы разных авторов. Разных времен. Разных жанров. Разных настроений. Один день — один рассказ.

Леонид ЮЗЕФОВИЧ. «Бабочка»

Анна Наринская

литературный критик, колумнист«Новой газеты»

Рассказ вышел в сборнике «Маяк на Хийумаа»
Рассказ вышел в сборнике «Маяк на Хийумаа»

Это — как квинтессеция «застойной» частной жизни. Немного Трифонов, немного Юрий Казаков и немного нового, тоже щемящего, но по-другому, чем семидесятническое.

Сюжета практически нет — обрывки разговоров, воспоминаний, споры, приструнивание ребенка, возня с собакой, в конце происшествие — более даже забавное, чем трагическое. И из всей этой необязательности прорисовывается точная интонация жизни. Жизни той и жизни вообще.

Читайте по ссылке (BOOKSCAFE.NET) =>

Что читаем завтра?

Рассказ Антона Чехова «Студент»

Уже читали

Фолкнер.«Полный поворот кругом»
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow