КомментарийКультура

Берлинале–2020. Перезагрузка

О переменах, новой программе и политических скандалах

Этот материал вышел в № 18 от 19 февраля 2020
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 18 от 19 февраля 2020

14:03, 17 февраля 2020

1

Лариса Малюкова
14:03, 17 февраля 2020

1

Лариса Малюкова

Фото: EPA

20 февраля открывается 70-й «Берлинский кинофестиваль». К своему внушительному юбилею форум решил омолодиться. Назначенные в прошлом году программный директор Карло Шатриан (до этого он занимался фестивалем в Локарно), менеджмент-директор Мариетте Риссенбек (занималась продвижением немецкого кино) решились на нововведения в параллельных программах.

Кадр из фильма «Гунда». Фото: Berlinale.de

Кардинальное новшество — премьера программы «Столкновения», аналог каннскому «Особому взгляду». В секции будут соревноваться 15 фильмов, среди которых «Гунда» Виктора Косаковского. Режиссер размышляет над тем, что происходит в сознании и сердцах животных. В главных ролях — свинья Гунда, ее две подруги-коровы и одноногая курица. Главный вопрос фильма — насколько человечно наше отношение к животным.

В этой же программе — трехчасовая экранизация « Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимира Соловьева. Лидер румынской волны Кристи Пую («Смерть господина Лазареску», «Сьераневада») решился вместе со своими героями, старыми друзьями, собравшимися перед Рождеством в поместье в Трансильвании, погрузиться в философские размышления о зле, дикости войны и противоречивости прогресса. В фильме будет звучать и русский язык.

Программа «Столкновения» призвана поощрять смелые работы независимых режиссеров. «Каждый из 15 проектов, — говорит Шатриан, — представляет жизнеспособность кинематографа в разнообразных формах.

Эти картины принимают вызов формировать мир, а не просто воспроизводить его».

Кадр из «Дау.Наташа». Фото: Berlinale.de

Среди радикальных опусов основного конкурса — «Дау. Наташа» , эпизод из грандиозного проекта Ильи Хржановского. Впрочем, в отдельности от эпопеи об «Институте физических проблем» — метафоры закрытого сообщества ученых и спецслужб — история «Наташи» со страданиями героини от насилия гэбэшника — кажется оторванным от материка советской жизни островом.

Поэтому в параллельной программе состоится показ шестичасовой картины «Дау. Дегенерация» — одной из последних глав проекта, проливающей свет на его трагизм и масштабность. «Дау. Наташа» — один из 4 фильмов эпоса «Дау», которым российский Минкульт не выдал прокатное разрешение из-за «пропаганды порнографии». Кинокомпания «Феномен филмз» подала иск на министерство культуры в Арбитражный суд.

Не исключено, что заседание пройдет в один день с мировой премьерой фильма.

Не удалось отобразить 666

Кадр из картины «Женщина, которая убежала». Фото: Berlinale.de

Французский мэтр Филипп Гаррель («Просто любовники», «Граница рассвета») снял черно-белую картину в соавторстве с коллегами-сценаристами Арлетт Лангман и Жан-Клодом Каррьером. Провинциальный юноша Люк едет в Париж, чтобы сдать вступительный экзамен в университет. По дороге у него завязывается роман с юной Джемилой. Но мотором сюжета становится любимая режиссером тема отношений с родителями.

Одна из главных картин конкурса — новая экранизации романа Альфреда Деблина « Берлин-Александерплац». Немецкий режиссер Бурхан Курбани решил после легендарной саги Райнера Вернера Фасбиндера переосмыслить и осовременить культовую для немцев книгу.

«Берлин-Александерплатц». Фото: Berlinale.de

Лидер Берлинской школы Кристиан Петцольд («Барбара») представит « Ундину» — историю девушки, которая водит экскурсии по Берлину. Этим фильмом Петцольд начинает трилогию о германских мифах. Следуя древней легенде, Ундина должна убить изменившего ей парня. Так бы она и поступила, если бы жила в Средневековье.

«Сибирь» — сюрреалистическое роуд-муви Абеля Феррары — фантазия на тему «Красной книги» Карла Густава Юнга. Как объясняет режиссер, его творение — смесь «Одиссеи», «Алисы в Стране чудес» и повестей Джека Лондона. Уиллем Дэфо — не просто исполнитель, но один из персонажей фильма.

Тайваньский классик Цай Минлян тоже не изменяет своей музе — актеру Ли Каншеном, который сыграл главную роль в новой статичной гей-драме «Дни».

«Первая корова» — костюмная инди-драма Келли Рейхардт. Действие разворачивается в штате Орегона в середине XIX века. Опытный повар присоединяется к группе охотников и знакомится с китайским иммигрантом. Они решают начать дело, успех которого зависит от молочной коровы, принадлежащей богатому землевладельцу.

«Неизбранные дороги» Салли Поттер («Вечеринка») — о пересечении в пространстве одного дня разнообразных судеб. О столкновении случайного и закономерного, жизни и смерти. В фильме снялись Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек.

Новая фестивальная команда оказывает значительно больше внимания российским режиссерам, чем предшественники. В программе «Форум», отмечающей пятидесятилетний юбилей, дебют Марии Игнатенко « Город уснул» .

Кадр из фильма «Город уснул». Фото: Berlinale.de

Игнатенко — выпускница мастерской Дмитрия Мамулии в Московской школе нового кино. Вместе с героем этого сновидческого фильма погружаемся в сферу сонного города со спящими горожанами. Но весь этот замерзший пейзаж лишь проекция внутреннего мира героя, потерявшего близкого человека.

Драма Вадима Перельмана («Дом из песка и тумана») « Уроки фарси» включена в программу Berlinale Special. Жиль Кремье, бельгиец еврейского происхождения, в концлагере выдает себя за перса — это единственная возможность остаться в живых. «Наша картина рассказывает о временах холокоста и об истории выживания человека в условиях концлагеря», — говорит продюсер Илья Стюарт. Это копродукция России, Германии и Белоруссии. Перельман родился в Киеве, с 1990 года живет в США. В последние годы снимает российские сериалы, такие как «Пепел» с Евгением Мироновым или «Измены» с Еленой Лядовой.

Документальная мозаика «Котлован» Андрея Грязева («Завтра») — в «Панораме». Это found footage, собранный из ютьюб-видеороликов, в которых жители России обращаются к президенту Путину. И все эти отдельные выкрики складываются в общий хор — метафору гигантского котлована, в котором тонет страна.

Кадр из «Котлована» Грязева. Фото: Berlinale.de

После мировой премьеры в Санденсе покажут и фильм оскаровского номинанта Дэвида Фрэнса («Как пережить чуму») «Добро пожаловать в Чечню» . Впервые о том, что в Чечне проводятся натуральные чистки от лиц нетрадиционной ориентации, «Новая газета» написала в 2017 году.  Дэвид Фрэнс снял документальную историю о группе активистов, отважившихся помочь геям из Чечни уехать за границу. Предпоказ картины, продюсером и оператором которой стал российский режиссер Аскольд Куров, прошел в «Новой». «Добро пожаловать в Чечню» уже приобрел канал HBO.

В рамках Берлинале состоится премьера фильма Олега Сенцова и Ахтема Сейтаблаева «Номера» . Пока Олег отбывал срок на Ямале, крымский режиссер Ахтем Сейтаблаев («Киборги») начал работу над антиутопией про тоталитарное общество. Вместе с продюсером Анной Паленчук он обменивался с Сенцовым письмами, в которых были советы по постановке картины.

В программе короткометражных фильмов, главная тема которых «свобода», российская анимационная картина Саши Свирского «Мой галактический двойник Галактион». Драйвовый абсурдистский трип. Черно-желтый Человек (альтер-эго автора) получает спам-мейл о трагических проблемах соседней галактики, до боли похожей на нашу. Конечно, после такого мейла следует присоединиться к галактическим силам добра против межпланетного зла, но как правильно выбрать сторону?

«Мой галактический двойник Галактион». Фото: Berlinale.de

На питчинге сериалов выступят соавторы Кирилла Серебренникова по фильму «Лето» — Лили Идова и Михаил Идов. Они представят новую работу — юмористический сериал «Пешки».

Фильм открытия фестиваля — «Мой год Сэлинджера» Филиппа Фалардо по книге Джоанны Ракофф. Героиня — начинающая поэтесса Джоанна, устроившаяся на работу ассистенткой литературного агента Маргарет. В ее обязанностях — отвечать на письма поклонников знаменитого писателя, давным-давно превратившегося в затворника.

P.S.

P.S. Случились и вынужденные изменения. Берлинале приостанавливает вручение традиционной премии «Серебряный Медведь» имени Альфреда Бауэра — первого директора Берлинского кинофестиваля — «За открытие новых путей в киноискусстве». Это случилось после скандальной публикации в DIE ZEIT. Выяснилось, что Бауэр занимал солидный пост в Национал-социалистической партии и контролировал по поручению Геббельса киноискусство Третьего рейха.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#кинофестивали #дау #кино #берлинале

важно

15 часов назад

Что произошло за день 13 марта. Коротко

Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1
Slide 1 of 1

выпуск

№ 26 от 12 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • № 16 от 15 февраля 2021
    № 16 от 15 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Комментарий

Президент прислушался к тишине Какую роль сыграла посадка Навального в назначении Сергея Королева первым замом директора ФСБ

259946

2.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

255861

3.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

123329

4.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

109509

5.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

104209

6.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

89274

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera