Сюжеты

Иван Смирнов: «Личные переживания могут и на улицу вывести»

Лидер группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» — о том, что стало с хипстерами и хипстерской музыкой к 2020 году

Этот материал вышел в № 5 от 20 января 2020
ЧитатьЧитать номер
Культура

 
Иван Смирнов. Фото: Алексей Кульпин

«Краснознаменная дивизия» — одна из главных групп русской инди-сцены. Нежные, задумчивые, грустные, они вроде бы совсем не про то, что происходит в стране. Но при этом как будто с натуры рисуют поколение 25+ и озвучивают их страхи: «встреча неизбежна в клубе неуспешных», «отдай место местным», «фак ю биржа, фак ю банк». Как жить и о чем петь сегодня повзрослевшим мальчикам-девочкам, которые выросли в тепличной атмосфере 2000-х? Говорим об этом с лидером «Дивизии» Иваном Смирновым.

Услышать «Краснознаменную дивизию имени моей бабушки», а также группы «НААДЯ» и OQJAV можно 30 января в московском Главклубе на фестивале «Подснежники».

— Инди-поп, что бы это ни означало — музыка тридцатилетних, тех, кого лет десять назад называли хипстерами. Что это за поколение, что за люди?

— Я, как и многие наши слушатели — из поколения, взрощенного журналом «Афиша». «Афиша» нулевых представила себе, что Москва уже стала европейской, писала об этом как об объективном явлении. Музыканты стали петь так, как будто они в Швеции или в Англии. А слушателем их стал хипстер, который живет в пузыре благополучного города, где есть развлечения и нет никаких потрясений. Но время поменялось вместе со слушателями. Сейчас уже ясно, что и город не самый благополучный, и потрясения есть. Спрятаться от них мало у кого получилось.

— Эти изменения отразились в песнях «Дивизии»?

— Если и отразились, то каким-то косвенным образом. Да, бывает, что у человека есть искренняя потребность следовать голосу времени. Уважаю такую позицию, почему бы и нет.

Но чем больше следуешь повестке, тем быстрее устареваешь. Мне посчастливилось написать один текст для группы «Браво», и у меня было от Евгения Хавтана ТЗ — не использовать современных слов, типа «смартфон» или «фейсбук».

Завтра фейсбука не станет, и это слово в тексте будет выглядеть нелепо. Ты должен говорить языком, который будет считываться и сейчас, и послезавтра.

«Трубный бит»


— Но вот рэперы, например, так не думают, а вы с ними существуете в одной реальности. С одной стороны, нежные песни хипстеров, с другой — социально активные парни, которые резко высказываются о том, что волнует людей. Причем на языке улиц.

— А кто там социально активный, кроме Оксимирона и Нойза? Ну, FACE выпустил политический альбом. Он прошел путь от супер-хайпового исполнителя к условному андеграунду, и теперь выступает на фестивале «Боль». Это большая редкость и дико круто! Но в основной своей массе рэперы очень аккуратно социально активны. Можно взять пластинки и посчитать, какое там количество политических высказываний, их не так много.

И потом, политическая активность — странный аргумент, чтобы полюбить исполнителя. Важна музыкальность, а с этим, как мне кажется, у современного русского хип-хопа проблемы.

Хаски — первый и, как мне кажется, единственный настоящий поэт в русском рэпе, для меня недостаточно музыкален.

Говорят, что русский рэп слишком уж списан с американского, а мне вот кажется, что даже недостаточно. Там была африканская музыка, госпел, джаз, фанк — американские рэперы всем этим напитались и придумали хип-хоп. А наши, по большей части, напитались уже готовым рэпом, я не чувствую в них этого африканского корня — а без него не качает. Музыка — вот что главное.

«Точка»


— Это все хорошо звучит в теории, но на практике… Включаем ваш последний альбом «Увы», а там — о домашнем насилии, о сроках за самооборону («быстро сшили дело, и теперь я тоже шью»). То есть именно то, что сейчас на повестке дня.

— Это песня «Вышка», могу рассказать, как она появилась. В какой-то момент я дал зарок перестать заниматься «словесным дизайном», писать максимально просто и только о том, что по-настоящему трогает. На альбоме «Увы» еще пела наша прежняя вокалистка Яна, но одну песню исполняла Саша, она и придумала эту фразу.

Сел писать текст и никак не мог понять, о чем должна быть эта песня. Спросил ее: «Что тебя волнует по-настоящему?» Оказалось — тема женщин в тюрьме.

Или «Сверхчеловек». На меня сильно подействовала история парня, который производил впечатление очень хорошего человека, был у всех в друзьях в фейсбуке, пока не выяснилось, что он регулярно избивал свою девушку. Я стал думать о людях, которые кажутся классными, а на самом деле жестокие. Копишь на первую машину, мечтаешь о ребенке, хранишь детские фотографии любимого человека, а по вечерам можешь ему по голове дать — это и стало основой песни.

— Еще слышится тема неоправданных ожиданий — «лето не сбылось». Поэтому, видимо, и «Увы».

— Ну это связано не столько со страной, сколько с личными переживаниями. Понятное любому чувство, когда думаешь, что летом объездишь весь мир, что всё сбудется, а потом лето проходит, и ничего не случилось. Но ведь общее — это всегда сумма личных переживаний. Все чувствуют, что лето не сбылось, и это превращается в эмоцию, которая может их на улицу вывести, например. Причина любого общественного недовольства — не только дурацкий закон или выборы, но и общая грусть, внутренняя усталость. Мне гораздо интереснее писать об этом, а не о конкретной повестке.

«Последнее лето детства»


— Новости, из-за которых люди выходят на улицу, задевают вас, трогают?

— Как и всех. Но в то же время я достаточно бесчувственный человек. Да, страшно, но до глубины души меня все это не потрясает. Стыдно говорить, но вот самолет упал или закон Димы Яковлева приняли — всё это ужасно, но я не могу это до конца прочувствовать, как будто все происходит не с нами, а где-то на стороне. Есть ощущение, что оно так всегда, блин, было. И будет! В группе есть ребята, которые ходили на все московские митинги, а кто-то эскапировался и пытался ничего не читать. Сам я при этом в скорлупе, я трушу, боюсь разрушить собственную уютную раковину.

— Тогда давайте про уютную раковину. Работа, дом, ближнее окружение.

— Работаю дизайнером в Москве, живу при этом в Малаховке — в день трачу по четыре часа на дорогу. У меня много знакомых, которые приехали в Москву из других городов и выстраивают диалог с местом, в котором родились. Суровый заводской город, где нечего делать, становится для них отрицательным источником вдохновения. Я родился, вырос и сейчас живу в Малаховке,  обожаю ее. Это не ПГТ с хрущевками, а интеллигентский поселок, в нашем летнем театре играла когда-то Раневская. Живу в соснах среди писательских дач, всё детство гонял на велике по этим улочкам и прощаться с ними не готов. Ранняя «Дивизия» — дачная группа, хотя местные нас не слушают, думаю.

«Ирис»


— Ассоциируете себя с «юным невеселым», о котором поет «Дивизия»?

— Конечно! На концертах пою эту песню и показываю на себя, хоть я не совсем уже юный. Чувствую себя старым лет с 22-х. Ощущение, что всё уже прошло, со мной давно — от этого во многом и невеселость.

— Можно сказать, что «юный невеселый» — портрет 25-летних?

— Наверное, можно. Просто я не верю в то, что люди невеселые только от того, что в стране власть такая. У каждого своя история. Пишешь песню и думаешь: «У меня внутри происходит какая-то странная хрень, но кто это еще поймет?». А потом оказывается, что все люди чувствуют себя примерно одинаково. Боятся одного и того же.

Анна Рыжкова, специально для «Новой»

«Дивизия». Фото: Евгения Бабская

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
рэп, музыка

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera