СюжетыОбщество

По году за удар

Осужден первый фигурант пыточного «ярославского дела»

Этот материал вышел в номере № 4 от 17 января 2020
Читать
По году за удар
Фото: Светлана Виданова / «Новая»
Заволжский районный суд Ярославля 15 января вынес первый приговор по крупнейшему делу о пытках в российских тюрьмах. Бывший заместитель начальника оперативного отдела ярославской ИК-1 Сергей Ефремов получил четыре года колонии общего режима и был лишен звания капитана.

32-летнего Ефремова обвиняли в превышении должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК). По данным следствия, в июне 2017 года он не менее четырех раз ударил по голове заключенного Евгения Макарова.

Видео «воспитательной работы» с Макаровым, которое заполучил правозащитный фонд «Общественный вердикт», было опубликовано «Новой газетой» в июле 2018 года. Запись была сделана с помощью видеорегистратора, который обязан носить каждый сотрудник ФСИН. На видео полтора десятка мужчин в форме по очереди бьют Макарова дубинками и кулаками.

Жалобы на пытки в ИК-1 поступали и ранее, но только после этого резонансного материала дело, наконец, возбудили. Ефремов стал одним из двадцати с лишним его фигурантов (в это число также входят несколько сотрудников ИК-8, дело против которых открыли после еще одной публикации «Новой газеты» в августе 2018 года; позже дела объединили).

Ефремов признал вину, сотрудничал со следствием, сдал начальника колонии и его зама.

Сергей Ефремов. Фото: Светлана Виданова / «Новая»
Сергей Ефремов. Фото: Светлана Виданова / «Новая»

Адвокат Макарова Ирина Бирюкова сказала «Новой газете», что считает приговор справедливым и обжаловать его не будет: «Следствие было проведено просто великолепно. Сделали вообще все что могли, с учетом досудебных соглашений. Это тот редкий случай, когда мы удовлетворены работой следствия».

В тот же день, 15 января, Заволжский суд рассматривал материалы в отношении еще одного сотрудника колонии — 51-летнего Владимира Костюка. До 2017 го­да Костюк был помощником начальника дежурной части отдела безопасности ИК-1. Сейчас он работает охранником в детском саду. Ему инкриминируют насилие над заключенным Павлом Соколовым в октябре 2016 года. Костюк ударил Соколова по голове, потому что тот сходил в туалет «в неположенное время», а потом толкнул его — да так, что Соколов ударился о стену и упал на пол. При этом Костюк знал, что за год до того у Соколова была черепно-мозговая травма, его оперировали.

Костюк признал вину. В суде он заявил, что не имел права применять физическую силу. «Я сожалею, что это сделал, надо было это довести по закону — акт, постановление», — сказал подсудимый.

Подсудимый Костюк признал вину. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Подсудимый Костюк признал вину. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Ожидалось, что дело Костюка рассмотрят одним днем, но гособвинение попросило дополнительное время для подготовки к прениям, и заседание отложили до 31 января. Ирина Бирюкова сказала журналистам, что «Общественный вердикт» не будет возражать против условного срока Костюку: он один воспитывает маленького ребенка, ухаживает за матерью и сам имеет проблемы со здоровьем.

Когда верстался номер, Заволжский районный суд начал слушать дела еще двух садистов из ИК-8, чьи «подвиги» также попали на видео: 26-летнего Дмитрия Никитенко, бывшего начальника цеха центра трудовой адаптации осужденных, и 34-летнего Сардора Зиябова, бывшего замначальника отдела безопасности.

Дмитрий Никитенко. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Дмитрий Никитенко. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

В ноябре 2016 года Никитенко и Зиябова прикомандировали в ИК-1 для «обысковых мероприятий».

Тюремщики заставляли заключенных бегать по коридору и избивали тех, кто бегал недостаточно активно.

Так, Зиябов бил заключенных ногами, а затем избил мокрой скрученной простыней и полотенцем по ногам и ягодицам еще одного заключенного, которого удерживали другие фсиновцы. Никитенко же во время прогона избивал заключенных руками по голове и спине. Перед «процедурой» он надел белые хозяйственные перчатки и скучно назвал происходящее «каждодневной войной».

Сардор Зиябов не признал вину. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Сардор Зиябов не признал вину. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Сардор Зиябов не признал вину, а на суде по продлению меры пресечения заявил, что во всем виноваты «агенты» из «Общественного вердикта» и лично Ирина Бирюкова.

Сегодня, 17 января, в Заволжском суде также начнут рассматривать один из эпизодов дела Максима Яблокова, бывшего старшего инспектора отдела безопасности ИК-1. В декабре 2016 года Яблоков вместе с двумя другими сотрудниками — Владиславом Писаревским и Романом Оныпой — избил заключенного Хасдина Муртазалиева. Яблоков бил его дубинкой, ногами и кулаками, Писаревский — кулаком по голове и телу, Оныпа ударил коленом в живот.

Максим Яблоков заключил досудебное соглашение со следствием, поэтому максимальный срок лишения свободы составит пять лет.

По материалам телеграм-канала @yardelo

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow