Сюжеты

«Аида» и пустота

Михайловский театр представил единственную оперную премьеру сезона — хит Джузеппе Верди

Фото: mikhailovsky.ru

Этот материал вышел в № 4 от 17 января 2020
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

По творческим или экономическим причинам, но наши музыкальные театры из числа ведущих стали заметно сокращать количество репертуарных премьер в сезоне. Вот и в афише Михайловского театра лишь одна оперная новинка — «Аида» Верди. Судя по замыслу, этот спектакль должен был стать эпитафией выдающемуся литовскому режиссеру Эймунтасу Някрошюсу, которого не стало год назад. В качестве постановщика был приглашен Игорь Ушаков из Большого, который был ассистентом мастера, когда тот работал в театре над «Китежем», «Детьми Розенталя» и «Макбетом», сценографом же выступил сын Някрошюса — Мариус, а художником по костюмам — его вдова Надежда Гультяева.

К тому же это представление — дебютная премьера на посту главного дирижера Михайловского театра Александра Ведерникова. Для него это первая руководящая должность в России с тех пор, как летом 2009 года он покинул Большой театр после восьми лет работы. Теперь заботы о михайловской труппе он совмещает со множеством европейских контрактов, в том числе со служением в Датской королевской опере, которую возглавляет уже два года.

Можно сразу заметить, что звучание оркестра — стилистически точное, эмоциональное, разнообразное по нюансировке. Оркестр театра явно находится в результативном поиске нового качества. Интересно, получит ли работа главного дирижера планомерное развитие, или будет проистекать в эпизодическом формате заезжей звезды? И, конечно, одной премьеры за сезон, потонувшей в основном устаревшем по всем статьям репертуаре, для формирования неординарного творческого лица театра недостаточно, кто бы ни стоял у его руля.

Фото: mikhailovsky.ru

Солистов для «Аиды» подбирали по-новому, не штатному принципу, а собрав международную команду: Татьяна Мельниченко (Аида), Риккардо Масси (Радамес), единственная, кто представлял михайловскую труппу, Олеся Петрова (Амнерис), Барсег Туманян (Рамфис), Кирилл Манолов (Амонасро), Александр Маркеев (Царь Египта). Все певцы без звездного статуса, однако с респектабельной профессиональной биографией. Но то ли репетиционный процесс измотал, то ли премьерная нервотрепка повлияла, ожидаемой вокальной формы и актерского мастерства никто не показал. Особенно негармоничным выглядел главный дуэт — Аиды и Радамеса. Тенор самозабвенно премьерствовал, покрикивая в самых ответственных моментах, а сопрано, испытывая трудности с крайними нотами в партии своей героини, казалось, лишилась сил еще задолго до финала. А хорошая меццо-сопрано Олеся Петрова явно поторопила время, взявшись за партию египетской царицы. Более остальных к успеху был близок болгарский баритон Кирилл Манолов — совсем новое имя для российской сцены.

Ахиллесовой пятой спектакля оказалась режиссура. Точнее ее отсутствие.

Сегодня в мировом оперном театре очень распространена трансформация ассистентов в постановщиков. Возможно, сотрудничество с великими укрепляет не всегда обоснованную уверенность в собственных силах. Или на нужное количество спектаклей не хватает настоящих режиссеров. А то, что режиссер Франко Дзефферелли родился из помощника Лукино Висконти — остается феноменальным исключением.

Игорь Ушаков выстраивает взаимодействие героев довольно шаблонно, но с претензией на глубокомысленность. По современной моде в опере вместо того, чтобы заполнить пустоту, здесь начинают показывать кино. На фоне огромных декоративных конструкций и избытка золота трагедия человеческих чувств воспринимается мелкой и незначительной. Главным событием жизни становится смерть, потому что она и есть вечность.

Премьера «Аиды» в Михайловском театре стала финальным аккордом фестиваля Digital Opera 2.0, замыслом которого был поиск взаимного интереса оперного и цифрового искусств. Автором и главной движущей силой проекта выступила Надежда Абрамова — режиссер, автор и ведущая телепрограмм.

Фото: mikhailovsky.ru

В попытке объединить на почве оперы человеческий интеллект с искусственным в Эрмитажном театре презентовали конкурс «Цифровой Гонзага». Задачей участников было создать короткометражные мультимедийные «цифровые спектакли» на музыку разных композиторов по мотивам эскизов декораций театральных художников XVIII века — Пьетро Гонзаги, Джузеппе Валериани и Карло Галли Бибиена. Эти мастера оставили заметный след и в российской истории, оформляя не только театральные постановки, но и государственные, в том числе коронационные церемонии. Сказать честно, получилось не очень убедительно — по-мультяшному (не путать с анимацией).

Куда больше духу заявленной темы отвечали панельные дискуссии. Но и они часто сбивались на толкование «цифры» как способа продвижения контента, а не искусства. Ключевыми зарубежными гостями фестиваля стали французский телепродюсер и режиссер, директор медиакомпании Bel Air Media Франсуа Дюпля, рассказавший, сколь диаметральными бывают пожелания режиссеров к съемкам их спектаклей, и экс-директор Английской национальной оперы Джон Берри, точно заметивший, что лайки в соцсетях не всегда увеличивают продажи билетов. Известнейший российский режиссер Дмитрий Черняков провел несколько творческих встреч при большом стечении публики. На его «Аиду» с Анной Нетребко и Анитой Рачвелишвили в нью-йоркской Метрополитен-опера и «Сказку о царе Салтане» брюссельского театра «Ла Монне» люди даже готовы были выкупить интернет-регистрацию, дающую право бесплатного просмотра. В общем, единственный подобного рода фестиваль выдвинул интересную, но пока опережающую жизнь концепцию. Любопытно посмотреть, как в последующие годы жизнь и концепция будут взаимодействовать.

Мария Бабалова —
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera