Сюжеты

Не прокатит

Пока Собянин развивает сеть «наземного метро» в Москве, его бывший зам ликвидирует пермскую городскую электричку. Пермяки готовят коллективный иск

Фото: Владимир Ошлапов

Общество

Александра Семеноваспециально для «Новой»

 

Подарок к юбилею

«Участок Горнозаводского направления Свердловской железной дороги на перегоне ст. Пермь-2 — ст. Мотовилиха, проходящий через историческую часть города Перми, фактически не используется. При этом линия выступает в качестве барьера и отделяет набережную реки Камы от города. Одной из главных на сегодня задач является сохранение и развитие центра Перми. В том числе вернуть свободный выход к Каме», — сообщил врио главы края Максим Решетников Владимиру Путину во время визита президента в Пермь за несколько дней до выборов главы региона в сентябре 2017 года. Так пермяки узнали о планах закрытия городских электричек и ликвидации железнодорожной ветки в центре Перми.

Горнозаводская железная дорога — первая на Урале. Регулярное пассажирское и товарное движение здесь с 1878 года. Участок дороги идет вдоль реки Камы по центру города от основного вокзала Пермь-2 через исторический первый вокзал Пермь-1 в отдаленные районы — Мотовилихинский, Орджоникидзевский и далее — в пермские пригороды.

«Сейчас из 70 километров набережной, вдоль которой расположен город, обустроено лишь два. Остальное пространство занято заводами и железной дорогой. Для благоустройства набережной и в связи с отмечаемым в 2023 году 300-летием Перми власти предлагают демонтировать железнодорожную ветку, что позволит создать здесь новое городское общественно-культурное пространство с привязкой к набережной Камы. Владимир Путин масштабные планы поддержал», — сообщили в краевой администрации.

Фото: Владимир Ошлапов

В масштабных планах — прекращение железнодорожного сообщения на участке Пермь-2 — Пермь-1 — Мотовилиха и строительство в 2022 году двух транспортно-пересадочных узлов на станциях Пермь-2 и Мотовилиха. По планам властей, «пересадочные узлы объединят железнодорожные вокзалы с городским автобусным и трамвайным сообщением».

«Есть продуманная концепция, завязанная на истории города и пожеланиях его жителей. Точно знаю: преобразование набережной стало бы самым лучшим подарком для пермяков к юбилею города», — подчеркнул Максим Решетников.

Но пермяки «подарок» не оценили.

С жителями не посоветовались

Первый этап — закрытие участка Пермь-2 — Пермь-1 — сперва планировался к концу 2018 года. Но закрытие отложили в связи с массовыми протестами. Особенно остро отреагировали пассажиры пригородных поездов. 34 электрички ежедневно перевозят тысячи человек с окраин Перми на работу и учебу. В летний период направление активно используется дачниками.

Митинги, петиции, обращения к президенту, заявления и подписи против ликвидации городской электрички сопровождают кампанию губернатора по закрытию железнодорожной ветки с начала ее объявления.

Ученые пермского университета раскритиковали проект в открытом письме. «Сохранения пассажирского сообщения требует конфигурация нашего города, его вытянутость вдоль реки и ограниченные возможности автобусов по принятию на себя дополнительных пассажиропотоков. <…> По мере ввода в строй новых жилых комплексов проблема транспортного обеспечения жителей Орджоникидзевского района будет стоять еще более остро, чем сейчас», — говорится в письме.

Также ученые предупреждают о вероятных оползнях и подмывании берегов Камы, которые сейчас сдерживаются регулярным укреплением железнодорожного полотна.

Петиция с требованием отставки губернатора собрала более 22 тысяч подписей. «Изменение системы дорожно-транспортных коммуникаций преподносилось как лучший подарок пермякам к 300-летию города. Вот только с жителями Перми и края по этому поводу никто не посоветовался. Никто не продумал, как люди из отдаленных районов Перми будут добираться до своих рабочих мест и обратно, ведь городская электричка — единственное, что соединяет несколько районов города между собой и центром», — сказано в заявлении возмущенных пермяков.

Явление трамвая

После протестов граждан власти решили вместо электрички вдоль Камы пустить скоростной трамвай. Предполагается, что он появится до конца 2021 года. Нужно приобрести в краевую собственность несколько километров ж/д-путей и организовать трамвайную линию вместо железной дороги. На эти цели в бюджете заложено порядка 3 млрд рублей.

24 декабря Министерство транспорта РФ издало приказ «О закрытии железнодорожных путей общего пользования участка Пермь II — Пермь I, станций Пермь I, Пермь II Свердловской железной дороги». Но движение поездов до сих пор не остановлено, и неясно, когда это произойдет. «Пока приказа о закрытии участка железной дороги у нас нет», — пояснили в РЖД «Новой газете». «Ждем со дня на день», — уточнили в пресс-службе Свердловской железной дороги.

После закрытия участка Пермь-2 — Пермь-1 электрички будут отправляться со станции Пермь-1. Пассажиры электричек, по заверениям властей, смогут бесплатно пересаживаться на городские автобусы на вокзале, а затем и на скоростной трамвай.

Но жители отдаленных районов не согласны с такими решениями — они считают, что нововведения только осложнят им жизнь. Общественник Денис Галицкий и несколько десятков пермяков планируют подать в суд коллективный иск, оспаривающий закрытие железной дороги. Галицкий считает, что нужно не ликвидировать, а развивать городскую электричку, и приводит в пример московскую практику.

«В Москве только что открыли два центральных диаметра (проект называют также «наземным метро» — железнодорожные линии, связывающие Москву и Подмосковье). Это ровно то же, что у нас: из одного пригорода в другой через центр идет сквозная железная дорога. Это огромный проект Собянина, он им очень гордится. В Перми нужно вместо закрытия железной дороги продлить электричку за станцию Пермь-2, сделать ее сквозной, сделать нормальные выходы, пересадочные небольшие площадки. На каждой остановке должна быть возможность легко пересесть на какой-нибудь ближайший городской автобус. Краевые власти хотели изначально, чтобы был проход на набережную. Но скоростной трамвай, который они пытаются сделать, обязательно ограждают. Поэтому кардинально большой разницы между трамваем и электричкой в плане свободного выхода к Каме не будет», — пояснил Галицкий.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera