КолонкаПолитика

Уловка-2020

Проведет ли Кремль досрочные парламентские выборы уже в этом году?

Этот материал вышел в номере № 2 от 13 января 2020
Читать

Задам неожиданный вопрос: ждут ли Россию досрочные парламентские выборы, например уже в 2020 году, или в начале 2021? У Кремля есть три аргумента за этот сценарий и один против.

Первый аргумент — сентябрь 2021 года расположен слишком близко к марту 2024.

Если все идет «по расписанию», конец парламентской кампании от начала президентской отделяет в самом лучшем случае 24 месяца. Даже для нашей ригидной, полностью утратившей гибкость политической системы — это бесконечно мало времени.

Парламентская кампания будет тяжелой. Это очевидно всем. Она потребует массы ресурсов. Она обязательно поднимет новую волну политизации, как следствие и протестной активности. Как это будет выглядеть в миниатюре, в режиме тренировочного заезда все наблюдали летом прошлого года на выборах в Мосгордуму.

Речь шла всего о 45 избирательных округов в орган, о существовании которого львиная доля избирателей лишь подозревала. Орган в рамках одного города. Города, по российским меркам, сверхблагополучного. Средняя зарплата в котором вдвое выше общероссийского показателя. Подушевые бюджетные расходы превышают ближайшего преследователя — Санкт-Петербург — в полтора раза. Города с единым политическим менеджментом. Где все внимание федерального руководства. Наконец, фантастические, возможные лишь в Москве «гостинцы» гражданам: внеочередное повышение минимальной пенсии на 2 тысячи рублей за неделю до голосования.

На такие жертвы (более 3 млрд. рублей дополнительных расходов ежемесячно) не шли даже под выборы мэра в 2018 году — в последний раз они потребовались перед президентскими.

C учетом тепличных условий, почти неограниченных бюджетов, глухого недопуска оппозиции, полного отказа от партийного бренда, результат властей — условная победа с утратой 20 округов в пользу кандидатов «Умного голосования», часть из которых от избирателей и СМИ буквально пряталась и не вела никакой кампании.

Такой ценой победа на федеральный уровень, где 225 мажоритарных округов и список — не масштабируема. И не потому, что столько денег и бойцов Росгвардии нет физически. А потому что существует 85 субъектов федерации, в каждом из которых есть свои региональные группы интересов, каждая из которых, поспешит оказаться на этой свадьбе невестой.

Выборы в ГД — огромный стресс для системы в целом. Как с точки зрения самого хода кампании, так и результатов, и общественной на них реакции. Оставить себе лишний год, получить полные три года без больших электоральных кампаний, без общефедеральных выборов, без источников турбулентности и протестов, с уже сформированным парламентом — это звучит как хороший план.

Второй аргумент — лучше не будет.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

За три года, прошедших между 2016 и 2019 годами, многое меняется. Напомню, в 2016 на выборах в Госдуму «Единая Россия» берет в Москве почти 38% по партсписку, 13 из 15 одномандатных округов. В 2019, с формальной точки зрения, партия вовсе не участвует в выборах в Мосгордуму.

Электоральные менеджеры Кремля должны понимать, что время сейчас играет в чужой команде, оно им не союзник. Доходы граждан не растут, внешняя политика, еще недавно выступавшая дешевым допингом, ныне раздражает. Локальные протесты из эксцессов становятся фоном всей жизни страны. Майские указы, нацпроекты не помогают и не помогут краткосрочно решить проблемы ни социальной несправедливости, ни продолжающегося разворовывания страны, ни отсутствия экономического роста и стимулов, ни обновления политического класса и допуска новых лиц во власть, ни растущего неравенства и отчаяния как следствия. На взгляд из текущей точки, при прочих равных, результат выборов в сентябре 2021 года будет хуже, чем в 2020.

Очереди из курсантов, срочные документы «Почтой России» и другие трюки

Очереди из курсантов, срочные документы «Почтой России» и другие трюки

Как избирательные комиссии обороняются от оппозиционных кандидатов

Третий аргумент — никто не готов.

Договориться, выработать общие стратегии, раскрутить каждый свою машинку: кто «Умное голосование», кто «Политический Убер» — все это требует времени. Ни одна из значимых оппозиционных сил не готова к большой федеральной кампании через несколько месяцев.

Даже к сентябрю 2021 уже вчера надо бы готовиться. Построить какую-то функционирующую конструкцию за год — задача на грани фантастики.

Оппозиция здесь окажется перед тем же вызовом: привычные механики локальных кампаний не масштабируемы на федеральный уровень. Нужно придумать все заново. Отстроить качественно иную инфраструктуру. И одним офисом на два десятка студентов, каким можно было выигрывать московские и питерские муниципалитеты, для попадания в ГД не обойтись.

Единственный аргумент «против» выходит из тех же вводных, что все аргументы «за».

Парламентская кампания будет очень тяжелой и подготовить ее за год, а то и меньше непросто. Кроме того, перенос выборов — нарушение искомого, комфортного, священного для политических систем российского типа, статус—кво. Было бы, наверное, лучше сорвать этот политический пластырь резко и прямо сейчас. Но кто решится?

Впереди полтора года. Полтора года можно не принимать никаких решений. Просто жить день за днем.

Аргумент, на фоне остального выглядит не слишком значимым, но ценности от этого не утрачивает.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow