КомментарийОбщество

Зеленский — об авиакатастрофе в Иране: «Просьба воздержаться от спекуляций»

Что известно о трагедии украинского «Боинга», где погибли 176 человек

Этот материал вышел в номере № 1 от 10 января 2020
Читать
Зеленский — об авиакатастрофе в Иране: «Просьба воздержаться от спекуляций»
Фото: EPA
8 января, утром, примерно в начале седьмого, в Киев из Тегерана долетела страшная новость. Несколько иранских медиа, в частности, агентство Tasnim News Agency, сообщили о катастрофе воздушного судна авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Boeing-737. Самолет, как было сказано в сообщении агентства, потерпел аварию на взлете, вблизи аэропорта Имама Хомейни, из-за технических проблем.
Есть продолжение
 
«Где наши силовые структуры и их руководители?» Противники Зеленского требуют от него решительных действий по расследованию авиакатастрофы

Телеканал CNN cо ссылкой на руководителя службы медицинской помощи Ирана Пирхоссейна Куливанда проинформировал о том, что большинство пассажиров, находившихся на борту, погибли. Бригады спасателей отправились на место катастрофы. «Но сейчас они не могут оказать помощь, поскольку эта местность горит», — сказал Куливанд государственному медиа Ирана ІRINN. В Сети появилось любительское видео катастрофы. На ролике видно — лайнер вспыхнул еще в воздухе, а взорвался при столкновении с землей.

Согласно расписанию на официальном сайте «Международных линий Украины» (МАУ), самолет должен был вылететь из Тегерана в 4.42 по киевскому времени, в Борисполе его ждали в 8.10. Но через две минуты после взлета борт перестал выходить на связь. Ряд медиа, заслуживающих доверия (Радио Свобода, «Украинская правда» ), указали, якобы «Боинг» вылетел из иранского аэропорта часом позже, чем значилось в расписании — в силу неустановленных пока причин. По данным, которые обнародовало Министерство инфраструктуры Украины, на рейс зарегистрировалось 167 пассажиров и 9 членов экипажа.

список погибших
 
Список фамилий на сайте авиакомпании МАУ
Родственники жертв авиакатастрофы украинского «Боинга» в аэропорту Киева. Фото: EPA
Родственники жертв авиакатастрофы украинского «Боинга» в аэропорту Киева. Фото: EPA

Теракт исключали только вначале

В Украине одним из первых ситуацию комментировал государственный секретарь МИДа Андрей Заяц. В эфире «Громадского радио» он сообщил, что по информации, полученной внешнеполитическим ведомством, все, кто находился на борту, погибли. Причины падения «Боинга», даже предварительной, пока нет. На место трагедии прибыли посол и консул Украины в Иране. Андрей Заяц назвал телефон горячей линии в столице Украины, по которому родственники тех, кто собирался лететь рейсом «Тегеран — Киев», могли уточнить сведения. И подчеркнул: «Списки пассажиров у нас есть, но обнародовать мы их не будем, это не отвечает сложившейся мировой практике — оглашать персональные данные людей».

Информация из фейсбука пресс-службы Офиса президента Украины: Владимир Зеленский прервал свою поездку в Оман, наделавшую столько шума внутри страны. 5 января Зеленский с семьей улетел на краткосрочный, но не объявленный публично отдых, совместив его с рабочим визитом. В течение дня трагедии сведений о возвращении главы государства в Украину не поступало. Киевское интернет — издание «Страна», изучив полетные планы, высказало предположение: президент может воспользоваться чартерным бизнес-джетом, который ожидался в аэропорту «Жуляны» глубокой ночью с 8 на 9 января.

Глава государства написал на странице в фейсбуке: «Наше посольство уточняет информацию относительно обстоятельств трагедии и списков погибших. Мои искренние соболезнования родным и близким всех пассажиров и членов экипажа». Среди первых откликов на странице заметен тот, где президента Украины просят «в будущем летать только президентским бортом, который сопровождается украинским аирфорсом». Как известно, в Оман Зеленский добирался рейсовым самолетом, за собственный счет.

Посольство Украины в Иране поспешило сделать вывод: «По предварительной информации, самолет разбился вследствие технических причин — аварии двигателя. В настоящий момент версия теракта или ракетной атаки исключена».

8 января это сообщение на странице iran.mfa.gov.ua было доступно примерно до 9.00 по Киеву, после появилась надпись «404. Страница не найдена». Спустя еще некоторое время на сайте посольства выставили откорректированный текст: «…Информация относительно причин авиакатастрофы выясняется комиссией. Любые заявления относительно причин аварии до решения комиссии не носят официального характера».

Для близких и родных погибших посольство открыло горячую линию — (+9821) 22 — 72-26-58, а в департаменте консульской службы создали оперативную кризисную группу.

Спасательные службы Ирана работают на месте крушения украинского «Боинга». Фото: EPA
Спасательные службы Ирана работают на месте крушения украинского «Боинга». Фото: EPA

Над всем Ираном закрытое небо

Кто и когда должен был запретить полеты гражданской авиации в зоне напряженности на Ближнем Востоке

«Черные ящики» Иран не отдаст

«147 иранцев, 32 иностранца» — такое число жертв авиакатастрофы «Боинга» назвало иранское государственное агентство IRNA, сославшись на данные иранского управления гражданской авиации. Сколько украинцев было на борту, там не уточняли. Обо всех, кто находился в «Боинге», проинформировал официальный Киев. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко написал в Твиттер: «Сейчас нам известна следующая информация по странам происхождения погибших в катастрофе PS 752: Иран — 82, Канада — 63, Украина — 2+9 (экипаж), Швеция— 10, Афганистан — 4, ФРГ -3, Великобритания — 3. Выражаем соболезнование. Украинские власти продолжают расследование».

Как узнал интернет-портал «Европейская правда», со ссылкой на иранского государственного вещателя IRIB, прокурор Тегерана на месте катастрофы сказал, что найдены оба черных ящика…

Украино-иранские связи на высшем уровне начали восстанавливать в марте 2016 года, после 11-летнего перерыва, связанного с санкциями против этой страны. Тогда было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве. Тегеран выразил готовность закупать у Киева пассажирские и транспортные самолеты, железнодорожные вагоны и электротранспорт, а также создавать совместные предприятия. Энергозависимая Украина проявила встречный интерес — к нефти и газу. Договорились также об инфраструктурных проектах, сотрудничестве в банковской сфере и о привлечении иранских инвестиций.

В 2017 году СМИ писали, что Украина намерена принять участие в строительстве 1000 км железнодорожной инфраструктуры Ирана, был подписан меморандум о запуске тестового грузового поезда «Украина – Иран», а позже Тегеран передал в Киев проект соглашения о развитии транспортного маршрута «Персидский залив — Черное море». Крупнейший в Украине производитель и экспортер сельхозпродукции «Нибулон» заключил договоры о поставках и транспортировке зерна через Батуми, Баку, а оттуда — до иранских северных портов на берегу Каспийского моря. Правительство Порошенко пригласило иранских инвесторов принять участие в приватизации крупных предприятий, а вскоре в Одессе открыли Дом дружбы и научно — культурный центр «Украина — Иран». Но процессы шли медленно и не без эксцессов. В апреле 2018-го Служба Безопасности Украины задержала и депортировала двух иранских дипломатов при попытке купить в Киеве элементы современной противокорабельной ракеты. Как повлияет на межгосударственные отношения трагедия в небе, прогнозировать трудно.

Информагентства цитируют руководителя гражданской авиации Тегерана Али Абедзаде: иранская сторона не отдаст «черные ящики» ни представителям американской компании Boeing, ни Киеву. Расшифровку бортовых самописцев произведут в Иране. МИД Украины замечает: «зрады» нет, есть международное право. Главной в расследования выступает страна, где произошла катастрофа. Именно она образует независимую следственную комиссию и привлекает к работе государство, где зарегистрировано воздушное судно, и государство-оператора (в обоих случаях это Украина.) Киев уже задекларировал намерение присоединиться к процессу. Но, учитывая нынешние отношения между США и Ираном, можно предположить — политизации расследования избежать не удастся.

«Один из лучших самолетов МАУ»

Данные Flightradar о рейсе, разбившемся под Тегераном
Данные Flightradar о рейсе, разбившемся под Тегераном

На специальном брифинге руководства МАУ президент компании Евгений Дыхне сообщил прессе, что полеты в Иран (позже стало известно, что и в Ирак) отменяются на неопределенный срок. И, не сдержав слез, вспомнил о каждом из девятерых членов экипажа, пилотах и бортпроводницах. Он сказал: самолет 2016 года выпуска получен непосредственно с завода-изготовителя, а плановое техобслуживание прошел 6 января.

«Это был один из лучших наших самолетов с прекрасным, надежным экипажем», — подчеркнул Дыхне.

  • Командир, Владимир Гапоненко, имел 11600 часов налета, практически все на Boeing — 737,
  • летный инструктор Анатолий Наумкин — 12000 часов,
  • второй пилот Сергей Хоменко — 7600 часов.

Вскоре «Международные авиалинии Украины» обнародовали список погибших пассажиров.

Провели совместный брифинг премьер-министр Алексей Гончарук и секретарь СНБО Алексей Данилов. По сведениям Данилова, на рейс зарегистрировалось 169 пассажиров, но два человека, не граждане Украины, в самолет не сели. Гончарук подтвердил: на борту оказалось много студентов, они возвращались на учебу после каникул, летели МАУ транзитом (преимущественно в Канаду, — О. М.), в Борисполе планировалась пересадка. Скорбные листы изобилуют датами рождения «миллениалов».

Самой младшей из жертв катастрофы, Молани Курдия, не исполнилось и двух лет…

Премьер объяснил, почему украинским авиакомпаниям до сих пор не запрещали полеты над территорией Ирана: «Еще вчера не было никаких предпосылок считать, что такие события произойдут». Но пообещал принять соответствующие кадровые решения, если окажется, что соответствующие органы недооценили опасность. Пока же Офис генерального прокурора (так теперь называется Генеральная прокуратура Украины) начал расследование обстоятельств авиакатастрофы. Дело открыли по ч.3 статьи 276 УК — нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей.

«Мы выразили соболезнования друг другу»

В Тегеран из Киева отправился военный ИЛ-76 с группой экспертов и представителями различных ведомств — Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, МИДа, МВД, СБУ, СНБО, Государственной авиаслужбы, Нацбюро по расследованию авиационных происшествий, а также специалистами МАУ — всего 45 человек. Эксперты займутся идентификацией тел и репатриацией погибших украинцев домой.

Глава МИДа Вадим Пристайко заявил, что условился с иранским коллегой Джавадом Зарифи о взаимопомощи в беде.

«Мы выразили соболезнования друг другу и договорились о координации действий наших следственных групп для определения причины ужасной авиакатастрофы рейса PS 752». В терминале D аэропорта Борисполь вырос стихийный мемориал: киевляне усыпали цветами фотопортреты экипажа «Боинга». Цветы и свечи несут и к посольствам стран, чьи граждане погибли в небе над Тегераном.

«Очень прошу всех воздерживаться от спекуляций и выдвижения непроверенных версий относительно катастрофы до официальных сообщений», — написал в фейсбуке Зеленский.

Почти через сутки после трагедии он, как и предполагали журналисты, прилетел из Омана в столичный аэропорт «Жуляны». Сразу же провел на Банковой (улица, где находится Офис президента) ночное совещание с отчетом оперативного штаба. Уже опубликованы итоги этого собрания: отрабатывается несколько версий причин падения самолета, родственникам погибших оказывают психологическую помощь, происходит сбор ДНК-анализов для идентификации тел. «Государство обязательно проконтролирует, чтобы семьи получили все страховые выплаты», — говорится в сообщении.

9 января в Украине было объявлено днем траура.

Киев

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow