КолонкаЭкономика

Вентиль благоразумия

Почему «Газпром» пошел на уступки в газовом споре с Украиной

В газовых отношениях Москвы и Киева наметилось потепление. В пятницу «Газпром» выплатил «Нафтогазу» $2,9 млрд, выполнив тем самым прошлогоднее решение Стокгольмского арбитража. Многолетние судебные тяжбы, сопровождавшиеся взаимными нападками, заморозкой активов и арестом имущества «Газпрома» за границей, впервые близки к рациональному разрешению.

Вокруг нового транзитного договора все еще сохраняется неопределенность: последний раунд переговоров продолжается уже четыре дня, однако по состоянию на 29 декабря стороны так и не согласовали итоговую версию документа. Из-за технических сложностей процесс подписания может занимать недели, хотя мотивация закрыть этот вопрос до начала нового года у всех сторон крайне высока.

Не исключено, что решением станет временное «гибридное» соглашение, которое позволит не прерывать поставки и не нервировать Евросоюз, пока юристы прорабатывают все нюансы полноценного транзитного договора. В любом случае, щедрый финансовый перевод от «Газпрома», причем «живыми» деньгами, а не по схеме взаиморасчетов, почти не оставляет сомнений в том, что принципиальные противоречия устранены.

Что достоверно известно о новом пакетном соглашении? Во-первых, контракт будет рассчитан не на десять лет, как действующих, а только на пять. Но с учетом того, что эксплуатация «Северного потока-2» должна начаться уже в следующем году, это серьезная победа для Украины.

Также уменьшится объем бронируемых мощностей: «Газпром» согласился прокачивать через украинские газопроводы 65 млрд куб. м газа в 2020 году и по 40 млрд куб. м ежегодно в период с 2021 по 2024 год — вместо 110 млрд куб. м, прописанных в нынешнем контракте, и фактических 90 млрд куб. м, которые пошли на транзит в этом году.

«Нафтогаз», в свою очередь, отказывается от новых судебных исков в отношении российской госкомпании.

Как не раз отмечали украинские и российские эксперты, от продления транзита на компромиссных условиях выигрывают все заинтересованные стороны. Украине транзит приносит ощутимую прибавку к бюджету — около $3 млрд в год — и позволяет поддерживать газотранспортную систему (ГТС) в рабочем состоянии. Плюс относительно долгосрочный контракт и компенсация $2,9 млрд по решению Стокгольмского суда. Параметры транзитного тарифа пока не раскрываются, но и тут, надо полагать, Россия пошла на значительные уступки.

Транзитный поток

Россия и Украина в последний момент подписали протокол соглашения о прокачке газа

«Газпрому» мировое соглашение с «Нафтогазом» позволяет с минимальными потерями выбраться из пучины арбитражных разбирательств (общий объем претензий украинской стороны — около $7,4 млрд), продолжить использовать самый дешевый газовый коридор в Европу и при этом продемонстрировать западным партнерам свою договороспособность.

На фоне скандалов с «Северным Потоком-2» этот репутационный эффект даже более значим, чем финансовый. Он показывает, что даже «Газпром» умеет использовать трубы по назначению, а не ради политического шантажа.

Есть в этом конфликте и третья сторона — европейские потребители, которых новости о соглашении греют не меньше, чем Киев. Все эти годы страны ЕС помнили о газовом кризисе 2009 года, когда российские поставки через Украину остановились в разгар отопительного сезона.

Именно поэтому сегодня, несмотря на положительные сигналы, подземные газохранилища в ЕС заполнены до максимума, а система интерконнекторов, позволяющих перераспределять топливо из одной европейской страны в другую, находится в боевой готовности.

«Всех установленных на всех установленных»

Киев и непризнанные республики Донбасса обменялись пленными: подробности, цитаты, реакция

C тех пор «Газпром» стал куда более «клиентоориентированным» и вряд ли допустит повторение полномасштабной газовой войны. Однако случилась эта трансформация не от хорошей жизни.

Стратегически на «Газпром» давят низкие цены на газ, конкуренция с поставщиками СПГ и требования европейских антимонопольных регуляторов. Тактически — принятые в последний момент американские санкции против «Северного потока-2», которые могут сорвать или по крайней мере сильно осложнить строительство последних 160 км трубопровода.

В ближайшие дни дорогое и высокотехнологичное судно-трубоукладчик швейцарской компании AllSeas должно устроить гонки по дну Балтийского моря, чтобы успеть проложить газопровод до вступления ограничений в силу 20 января. В противном случае «Газпрому» придется заканчивать этот участок своими силами, а это означает дополнительные финансовые и временные затраты.

СМОТРИТЕ
 
Углеводородина. Чем на самом деле отапливаются жители газовой сверхдержавы: смотрите спецпроект =>

Причем после завершения строительства госкомпании придется мучительно договариваться с Еврокомиссией о том, какую часть мощностей «СП-2» можно использовать, не нарушая Третий энергетический пакет ЕС.

Неудивительно, что при таких проблемах на евроатлантическом фронте «Газпром» решил отказаться от жесткой линии хотя бы в переговорах с Киевом. Какой бы ни была риторика российского МИДа, с Владимиром Зеленским договориться гораздо проще, чем с конгрессом США.

Добро пожаловать в «черный список»

«Северный поток-2», «пакет Скрипалей» и иски Дерипаски: обзор главных санкционных событий года

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow