Комментарии

Собери свой Суперджет

Из чего в России будут делать новый самолет «с максимальным импортозамещением»?

Фюзеляж «Суперджета». Фото: РИА Новости

Экономика

Александра Джорджевичспециальный корреспондент

7
 

В понедельник стало известно о том, что Минпромторг выделит дополнительно почти 15 миллиардов рублей на разработку самолета Superjet New, в котором максимальное количество деталей будет производиться в России. Как сообщил РБК, ссылаясь на информацию из базы данных СПАРК, это прописано в плане-графике министерства в начале декабря. Планируется, что будет локализовано производство 50–60 % комплектующих машины. «Новая газета» разобралась в том, что на самом деле можно локализовать и насколько такой объем импортозамещения реально выполнить для российских предприятий-поставщиков.

В цеху окончательной сборки самолетов Sukhoi Superjet 100. Власти планируют локализовать в России до 60% комплектующих лайнера. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Согласно документам Минпромторг готов заплатить почти 15 миллиардов рублей за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе SSJ в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем (шифр SSJ-NEW-2020). Заявлено, что работы должны быть выполнены до 15 декабря 2021 года.

Разработка обновленного самолета — это часть госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», но сам SSJ-New должен быть создан к 2024 году. В апреле 2018 года президент «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), ссылаясь на очередные санкции против России, анонсировал создание модели Sukhoi Superjet 100R (SSJ100R), в которой доля российских комплектующих будет увеличена на 10–15 %. В апреле 2019 года был озвучен план о пересмотре программы в пользу максимального импортозамещения компонентов и систем, названной SSJ-New, взамен SSJ100R. Речь шла уже о 50–60 % локализации. Однако в самом ГСС отказались пояснить «Новой газете», что именно предполагается локализовать.

Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко уверен, что ничего невозможного нет: «Если поставить задачу сделать Superjet полностью с российскими комплектующими, то сделать это можно. Просто там дальше уже возникают нюансы по поводу качества этих разработок, и их стоимость может быть немного другая — и на уровне разработки, и в производстве, и в эксплуатации. Я боюсь, что в эти 15 миллиардов рублей можно и не уложиться, особенно если это будет включать в себя разработку горячей части двигателя», — отметил он. Крамаренко напомнил, что

в действующем SSJ используется разработка французов, причем «не самая удачная».

Работы с двигателем в цеху окончательной сборки самолетов Sukhoi Superjet 100 на заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

«Но меня интересует другой вопрос. Дело в том, что Superjet российский рынок уже насытил».

«ОАК приложил все силы за последние годы к тому, чтобы поставить его кому возможно. На этом фоне вбухивать больше полутора десятков миллиардов только в разработку и импортозамещение для новой модификации этой машины, которая точно уже почти никогда не пойдет в серию, а на экспорт если и пойдет, то только в одну страну — Иран, — как минимум странно», — считает эксперт.

Он добавляет, что, с другой стороны, есть российские военные, которые не брали SSJ 100, потому что это была машина с очень большой долей иностранных комплектующих, и могут заинтересоваться.

«Но потенциал заказов со стороны Минобороны тоже крайне ограничен», — резюмирует он.

В 2015 году министр промышленности и торговли Денис Мантуров утвердил приказ, в котором был изложен план развития импортозамещения в сфере гражданского авиастроения. В плане упоминались программы широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, а также вертолетов Ка-32 (две модификации), Ка-226Т, Ми-8 (семь модификаций), Ми-38-2, Ка-62 и «Ансат». Кроме того, речь шла про программы пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), МС-21 и Ту-214.

В соответствии с частью, посвященной SSJ 100, частичной или полной замене на отечественную продукцию подлежали 22 компонента и системы (для сравнения: в МС-21 заменить предстояло 24 наименования, в Ту-214 — 243 позиции).

Предполагается, что замена иностранных систем и компонентов должна начаться в 2015 году и завершиться в 2022 году. Как рассказывал в 2015 году в интервью РИА Новости на тот момент гендиректор «Технодинамики» Максим Кузюк (часть систем и компонентов для SSJ 100 и МС-21 разрабатывается на их предприятиях), предприятие организует в России совместное с французской компанией Messier-Bugatti-Dowty производство шасси для SSJ 100. Вместе с французской же Microturbo «Технодинамика» будет собирать вертолетную вспомогательную силовую установку (ВСУ), а совместно с американской Curtiss-Wright компания разрабатывает систему пожарной защиты для МС-21 (впоследствии ее можно будет адаптировать для SSJ 100). Как пояснял Кузюк, несмотря на участие в проектах иностранных партнеров, совместные производства следует признать соответствующими идеологии импортозамещения, так как сборка будет проводиться на территории России из российских комплектующих.

Стенд «Технодинамики». 2016 год. Фото: «Вконтакте»

Пока основные задачи по импортозамещению выполняет «Технодинамика». Так, в конце ноября 2019 года стало известно, что холдинг до 2023 года разработает и поставит заказчику опытную партию новых шасси для Superjet New. Работы выполнят специалисты самарского предприятия «Авиаагрегат». В начале 2021 года холдинг планирует первую поставку агрегатов шасси, предназначенную для статического самолета.

Кроме того, НПП «Респиратор» (холдинга «Технодинамика») разработает новую перспективную систему жизнеобеспечения для SSJ-New. Ее основными частями станут кислородные системы для экипажа и пассажиров. Основной акцент сделан на сокращении весовых характеристик и ужесточении требований к надежности элементов системы. В настоящий момент специалисты НПП «Респиратор» готовят эскизные проекты обеих систем, которые в марте 2020 года планируют представить заказчику — «Гражданские самолеты Сухого».

Цех окончательной сборки самолетов Sukhoi Superjet 100 на заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» (холдинга «Технодинамика») начал разработку системы водоснабжения и удаления отходов для самолетов семейства Sukhoi Superjet. Первым лайнером, на котором планируется применять новую систему, станет разрабатываемый SSJ- New. Система осуществляет подачу чистой воды из подогреваемого бака к потребителям за счет наддува водяного бака при помощи компрессоров. Транспортировка отходов происходит за счет вакуумирования бака. Кроме того, система обеспечивает заправку чистой воды и слив отходов при наземном обслуживании самолета, контроль состояния компонентов системы, индикацию количества чистой воды и процент заполнения бака отходов, а также ручное включение и отключение питания во внештатных ситуациях.

Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказывает, что Минпромторг ранее планировал подписать соглашение с ОДК о разработке двигателя ПД-8, который мог бы заменить Sam146 и иметь минимальное количество иностранных комплектующих. «Двигатель — это самое дорогостоящее покупное комплектующее изделие в самолете. Понятно, что сумма в 15 миллиардов — это без двигателя. Его создание было бы решающим фактором достижения высокой доли комплектующих отечественного производства».

«Но разработка с нуля нового двигателя — это архидорогое удовольствие, а применить его можно будет на Superjet, на Бе-200, ну, в общем-то, и все», — говорит он.

И несмотря на то, что у эксплуатантов и разработчика двигателя были определенные вопросы к французской стороне к камерам сгорания, то сейчас эти проблемы уже не являются значимыми. «Но это вопрос скорее политический в данном случае», — говорит Пантелеев.

Сборка Sukhoi Superjet 100 на заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Что касается вспомогательной силовой установки (ВСУ) — это также дорогостоящий агрегат, рассказывает Пантелеев, но сама установка, созданная компанией «Аэросила», уже готова, вопрос лишь в том, чтобы профинансировать испытания этого агрегата на самолете.

«Есть еще бортовое радиоэлектронное оборудование, пилотажный навигационный комплекс, радиосвязное оборудование и так далее — это очень дорогостоящие агрегаты. Длительное время все, что было связано с авионикой в России, сильно отставало от передового международного уровня. Минпромторг проводил довольно большие работы, выступал заказчиком НИИРов, ОКРов, и мы видим, что в Superjet сейчас в составе бортового радиоэлектронного оборудования из отечественных поставщиков присутствует только «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» с так называемым концентратором данных, хотя возможности импортозамещения есть по большому количеству систем», — говорит Пантелеев.

По его словам, средства в первую очередь пойдут на то, чтобы сертифицировать вновь разработанную продукцию уже в соответствии с международными нормами, в том числе в составе воздушного судна нужно проводить дорогие опытно-конструкторские работы по привязке новых агрегатов к борту.

«Потому что нельзя просто вынуть один блок и поставить другой. Нужно серьезно дорабатывать конструкцию, это недешево, ну и плюс проводить дальнейшие испытания для того, чтобы проверить работоспособность и безопасность», — резюмирует он.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera