СюжетыОбщество

Не генералы, а тиф, чума и дизентерия предрешали исход многих военных кампаний

Военные медики США — об инфекционных болезнях в 40-й армии в Афгане

Не генералы, а тиф, чума и дизентерия предрешали исход многих военных кампаний
Фото: Виктор Хабаров
От редакции
 
Война в Афганистане в воспоминаниях, литературе и кино описана во всех деталях. Но есть один важнейший аспект, о котором почти не пишут – инфекционные болезни. Советская военная медицина потерпела в Афганистане тяжелое поражение, практически разгром. Болезни играли огромную роль в жизни наших военных. Я перенес всего лишь официально отнесенную ВОЗ в категорию забытых болезней амебную дизентерию (от которой, впрочем, поначалу умерло множество наших). В инфекционном госпитале лечащий врач рассказывал мне, что и популярный политический обозреватель Александр Каверзнев скончался от полученного в афганской командировке амебиаза. Но гепатит, а особенно малярия многие десятки тысяч оставили полукалеками, а впоследствии спровоцировали смертельные недуги. От их последствий скончался и мой однокурсник, светлый парень. А другой наш товарищ с тех пор почти не выходит из дому. Из восьми человек в нашей группе не заболели только двое. До самого вывода войск не снижались эти потери, и никто в руководстве МО не ответил за них ни погонами, ни должностями. В то время, когда командиры на местах делали все, чтобы снизить потери (о чем свидетельствует большинство мемуаров), в Генштабе равнодушно наблюдали разразившуюся эпидемиологическую катастрофу. В ней подхвативших инфекцию оказалось в процентах чуть ли не вдвое больше, чем в Великую Отечественную, когда современных лекарств и методик вообще не было. Отечественные исследования по этому вопросу всегда специальные, требующие адаптации для читателя. Открытых документов, коротко, с цифрами и без прикрас описывающих ситуацию нет. Сегодня мы публикуем со значительными сокращениями основанную на официальных советских и российских документах статью американских военных медиков об инфекционных болезнях в 40-й армии в переводе Константина Григорьева. Валерий Ширяев, «Новая»

Медицинское

Лестер Грау Майор Вильям Джоргенсен Центр анализа зарубежныхвооруженныхсил, Форт Ливенворс, Канзас, 1995 год.

Армии и болезни шли нога в ногу на протяжении всей истории военных конфликтов. Смертность от болезней зачастую превышала смертность на поле боя. Тиф, чума, холера и дизентерия, а не генералы, предрешали исход многих военных кампаний. В Крымскую войну 1853–1856 годов потери французов составили 309 000, из них было госпитализировано примерно 50 000 тысяч по ранению и 150 000 — по болезни. Русская армия потеряла 37 000 солдат на поле боя и 322 000 — из-за болезней (из них более 30 000 умерло). Развитие уровня медицины и прививки значительно сократили боевые потери из-за болезней, тем не менее болезни продолжают подрывать боеспособность современных армий. Опыт Советской армии в Афганистане иллюстрировал роль профилактической медицины и полевой гигиены в поддержании здоровья вооруженных сил в непривычном климате.

Из 620 000 отслуживших в Афганистане 2,33 % (14 453) погибли в боевых действиях, умерли от ран, болезней и несчастных случаев. Уровень госпитализации во время афганской кампании, однако, был весьма значительным: 489 685 госпитализированных (75,76 % от всех служивших). Из них 53 753 (11,44 %) ранены или травмированы и 415 932 (88,56 %) госпитализированы из-за серьезных заболеваний. Инфекционный гепатит был причиной в 115 308 случаях, остальные — чума, малярия, холера, дифтерия, дизентерия, ревматизм, воспаление легких, тиф и сердечные заболевания.

Таблица сравнениязаболеваний советских военнослужащих в Афганистане и во время ВеликойОтечественной войны

На протяжении всего пребывания 40-й армии в Афганистане более четверти личного состава было постоянно небоеспособно по причине инфекционных заболеваний. Осенью 1981 года вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более трех тысяч человек одновременно заболели гепатитом, включая командира дивизии, большинство штаба и двоих из четырех командиров полков.

Несмотря на усилия медицинских профилактических групп, госпиталей и служб по очистке воды, распространение инфекционных заболеваний не было поставлено под контроль. Основные причины: недостаток чистой питьевой воды, недостаточное внимание к гигиене в полевых условиях, низкий уровень гигиены поваров, недостаточная борьба со вшами и крысами, неполноценное питание. Отдельно стоит упомянуть снабжение солдат нижним бельем и военной формой. Солдатам Советской армии выдавалось три комплекта нижнего белья. Теоретически солдаты носили один комплект, второй находился в батальонной службе материального обеспечения и третий — в прачечной. Нижнее белье должно было меняться один раз в неделю, но из-за нехватки и перебоев в снабжении солдаты зачастую носили один комплект белья на протяжении нескольких месяцев. Ситуация с военной формой была ненамного лучше. Солдатам выдавался один комплект полевой формы и одна пара обуви на шесть месяцев.

Гепатит

Вакцина помогает от гепатита В, и солдаты, отправлявшиеся в Афганистан, получали такую прививку. Вакцины против гепатита А и других видов не существует (вакцина противгепатита А была разработана совсем недавно.Прим. переводчика). Гепатит А был наиболее распространенной формой гепатита среди советских солдат в Афганистане (95 %). Он передается фекально-оральным путем при низком уровне гигиены и употреблении зараженной воды. Инкубационный период в Афганистане составлял обычно 37 дней, выздоровление занимало 6–8 недель.

Заболевания органов дыхания

Воспаление легких и бронхит являлись серьезными проблемами 40-й армии в первые четыре года войны. Военнослужащие болели круглый год, но в основном осенью и зимой. Приблизительно 10 % случаев заболеваний, диагностированных как острые респираторные заболевания, на самом деле являлись случаями тифозной лихорадки.

Статистика показала, что 6 % советских военнослужащих, заболевших воспалением легких в Афганистане,также имели заболевания пищеварительной системы и 30 % военнослужащих имели вес тела на 10–15 % ниже нормального. Вероятность тяжелого или смертельного исхода воспаления легких в Афганистане была вдвое выше, чем в среднем по вооруженным силам. Врачи затруднялись с диагнозом, так как лабораторные результаты и симптомы сильно отличались от нормальных. К примеру, жажда и сухость во рту наблюдались в 98 % случаев по вооруженным силам и только в 26 % случаев — в Афганистане.

Послужит ли уроком?

В Афганистане многие части были разбросаны по небольшим заставам, где горячая пища и чистая вода не были доступны. Недостаток регулярного, сбалансированного питания снижал иммунитет. Накопление пустых жестянок из-под сухпайков и другого мусора создавало условия для распространения крыс и болезней. В последующее время были предприняты попытки кормления солдат горячим завтраком и обедом, но и горячая еда создавала свои проблемы — повара были одним из основных источников инфекции. Командование ввело ежемесячные медицинские инспекции.

В 1987 году 5,2 % поваров были больны инфекционной дизентерией, 3 % — тифом и 4,1 % — кишечными инфекционными заболеваниями.

В профилактике важны уровень физической подготовки и акклиматизация. В более поздние годы большинство солдат получили 6 месяцев высокогорной подготовки перед прибытием в Афганистан. Во время подготовки военнослужащие изучали выживание на открытой местности, первую помощь и полевую гигиену. Этого было недостаточно. Средний вес полевой боевой выкладки в Афганистане составлял 32 кг. Несмотря на усиленную программу подготовки, солдаты не были способны к длительному ношению такого веса в высокогорных условиях. В конце концов, армия разработала специальное легкое полевое снаряжение, но его не хватало. Военнослужащие быстро теряли форму и иммунитет в тяжелых полевых условиях.

Тиф и малярия были результатом недостаточного контроля за переносчиками инфекционных заболеваний — крысами, вшами и комарами. Мусор не убирался вовремя и не утилизировался должным образом. Свалки мусора зачастую находились на территории частей. Стоячая вода не спускалась, не обрабатывалась противомоскитными препаратами. Одежда и постельное белье редко стиралось и обменивалось, вши были постоянным спутником 40-й армии.

Вода в Афганистане имела высокое бактериологическое содержание, часто с возбудителем тифа и дизентерии. Армейская система обеспечения не справлялась с доставкой чистой питьевой воды в отдаленные районы. Несмотря на предупреждения, военнослужащие зачастую употребляли необработанную воду, в т. ч. из-за хлорного вкуса обработанной воды. В дальнейшем крупные гарнизоны построили насосные станции с хлорирующими установками. Появились цистерны для кипяченой воды, обработанной медикаментами, в столовых — очистные установки. Несмотря на эти усилия, запасы чистой воды не были гарантированы всем частям, и невозможно было проследить за употреблением воды солдатами.

Элементарная полевая гигиена оставалась проблемой на протяжении всей войны. Хотя полевые туалеты откапывались и туалеты со смывом были установлены в базовых лагерях, солдаты зачастую опорожнялись у жилья и столовых.

Инфекционный госпиталь в Баграме обеспечивал медицинские процедуры, двухчасовый отдых после обеда, пятиразовое питание, физиотерапию. Пациенты выписывались после полного выздоровления. Но в целом советская военная медицинская служба недооценила масштабы помощи, необходимой 40-й армии. Она была хорошо подготовлена для помощи раненым, но не справлялась с большим количеством больных. Для освобождения переполненных госпиталей солдаты отправлялись на лечение в СССР.

Заключение

Советские Вооруженные силы никогда не придавали особенного значения чистоте. Хлеб разгружался прямиком на землю. Солдаты редко мыли руки и редко стирали форму. Мусор, остатки еды разбрасывались вокруг мест стоянки. Баня и чистое обмундирование в полевых условиях были редко доступны, как, впрочем, иногда и во время гарнизонной жизни.

В мирное время эти проблемы не наносили значительного урона. Военнослужащие обладали природным иммунитетом, и призыв обеспечивал постоянный приток личного состава. В Афганистане, однако, каждый солдат был на счету. 40-я армия расплачивалась за годы недосмотра в области полевой гигиены в Советской армии. Материальное обеспечение было недостаточным. Плохой контроль над инфекционными заболеваниями значительно сокращал количество боеготового личного состава — батальоны из двух рот не были редкостью.

Отчасти проблема была вызвана отсутствием профессиональных сержантов и старшин. Советские сержанты были призывниками, прошедшими 6-месячный курс. Они не обладали моральной или реальной властью над рядовым составом. Проблемы дисциплины, обеспечения порядка и поддержания норм гигиены падали на командира взвода — лейтенанта. Вдобавок к обязанностям по боевой подготовке личного состава и техники он персонально должен был следить за появлением вшей, мытьем рук, использованием чистой воды, утилизацией мусора, правильным приготовлением пищи, использованием полевых туалетов. Без надежных сержантов отсутствие нормальной гигиены было одним из результатов. Советская армия получила тяжелый урок в Афганистане, поняв важность рационального питания, физической подготовки, чистой воды, полевой гигиены и адекватного медицинского обеспечения.

© Copyright Mr. Lester W. Grau and MAJ William A. Jorgensen

Читайте спецвыпуск о войне в Афганистане
 
«Бабы еще нарожают». От редакции. Война в Афганистане была первой войной России, заставившей задуматься о «сбережении народа» «Начальники махали шашками: мы Берлин брали, а вы кишлак взять не можете?» Интервью Героя Советского союза, ветерана-афганца Руслана Аушева Кто начал войну в Афганистане. Особая папка: документы В плену. Как относились к военнопленным и перебежчикам в Афганской войне: рассказывает Владимир Снегирев «Первое — вернуться домой живыми. Второе — вернуться людьми». Война в Афганистане: воспоминания журналиста Михаила Кожухова (документ: описание подвига 9-й роты)
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow