СюжетыОбщество

От звонка до звонка

Как в России наказывают людей за ложные сообщения о терроризме

Этот материал вышел в номере № 144 от 23 декабря 2019
Читать
Нельзя сказать, что телефонный терроризм в России остается полностью безнаказанным. Но на тысячи заведомо ложных сообщений о готовящихся терактах приходятся сотни приговоров.
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Изучим данные Судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2019 года.

Самая легкая категория преступлений ст. 207 УК РФ предусмотрена ее частью 1. Приговоры по этой части выносятся в случае причинения значительного имущественного ущерба (более 1 млн рублей) либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенных из хулиганских побуждений. Всего по части ст. 207 УК РФ осуждено 135 человек: из них 112 людям вынесен приговор с ограничением свободы, один осужденный лишен свободы, 14 — оштрафованы, двоим— назначены принудительные работы.

Цитата из типичного дела по ч. 1 ст. 207 УК РФ: «Горничев в состоянии алкогольного опьянения <…> лично осуществил звонок на номер экстренной службы <…>

делал заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве по адресу:…, а именно сообщил:… У меня будет террор, всё».

Более тяжкая часть — ч. 2 ст. 207 УК РФ. Эта норма закона применяется, если ложное сообщение о терроризме было сделано в отношении школ, детских садов, поликлиник, больниц и других соцучреждений. По ней за первое полугодие 2019 г. осуждено 132 человека: из них 28 вынесен приговор с лишением свободы, 87 осуждены условно, 15 оштрафованы. Так, один из осужденных по данной части сообщил оператору части, что здание ЗАГСа в Орле заминировано. Причиной такого заявления стало то, «что 31.03.2016 на 10.00 часов было запланировано его бракосочетание с ФИО14. В связи с имеющимися на тот момент финансовыми трудностями кольца он не купил».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Копипаст-антитеррор

Копипаст-антитеррор

Как чиновники от образования реагируют на обвал с «минированием» школ

По ч. 3 ст.207 УК РФ всего за первое полугодие 2019 г. осуждено 10 человек: из них пятеро лишены свободы, трое приговорены условно, одному обвиняемому вынесен приговор с ограничением свободы. Данная часть применяется в случае намерения осужденного дестабилизировать работу органов власти. «Гусев А.В., находясь в квартире знакомого Яшина Д.А. по адресу: <адрес>, будучи в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, из хулиганских побуждений, имея прямой умысел, направленный на дезорганизацию деятельности органов власти и правопорядка, осуществил два телефонных звонка на номер Единой дежурной диспетчерской службы «112» и сообщил дежурному заведомо ложные сведения — «бомбу заложил у входа в полицию Балахны».

Самый тяжкий вид ложного сообщения о терроризме — такое, в результате которого произошла по неосторожности смерть человека. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена ч. 4 ст. 207 УК РФ. Но в первом полугодии 2019 г. никто не был осужден.

Как СМИ сообщают о лжетерроризме

Особенностью осенне-зимней волны телефонного терроризма, т.е. заведомо ложных сообщений о готовящихся терактах, является, в частности, то, что в СМИ при прямом поиске с ограничением на дату и источник сообщений удается найти гораздо меньше сообщений региональных и федеральных СМИ об отдельных эпизодах лжетерроризма, чем приводится в интегральных цифрах государственных информагентств. Так, ТАСС сообщает, что за последние две недели имели место сообщения о «более чем 3000» готовящихся взрывов в Москве. Не претендуя на исчерпывающий анализ всей публично доступной информации, приведем статистику, которую удается собрать поиском по отдельным сообщениям.

Инфографика: Алексей Комаров / «Новая»
Инфографика: Алексей Комаров / «Новая»

Собранная статистика выявляет всего лишь около 500 случаев в Москве за указанный период и менее 1000 — по всей России. В качестве одной из гипотез происходящего можно предположить, что в СМИ, по всей видимости, не попадают сообщения, которые не были связаны с массовой эвакуацией. Кроме того, происходит насыщение читательского внимания, поэтому информация об эвакуации школы может остаться, например, в школьном чате и соцсетях, но у журналистов к ней уже не будет серьезного интереса. Наконец, нельзя исключать и то, что источники интегрированной по временному интервалу информации для ТАСС и других правительственных СМИ в тех или иных целях завышают количество сообщений.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow