В изящном сером платье под пояс, с волосами, собранными в узел, Юлия Тимошенко вывела на пресс-пойнт в Раде отряд фермеров. Точнее, представителей различных фермерских ассоциаций и союзов крестьянства и примкнувших к ним руководителей угольных профсоюзов. Горняки приехали в столицу вроде как по другому поводу — зарплаты задерживают.
Но Юлия Владимировна объединила силы протеста формулировкой «Селяне видят землю сверху, шахтеры — изнутри!»
Аграрии, несколько оторопевшие от успеха в историческом сражении (Юлия Владимировна так и сказала: «Благодаря вам удалось отвести трагедию от Украины — не допустить принятия закона о продаже земли! Но это только первая наша победа!»), в свою очередь благодарили лидера «Батьківщини», а также внепарламентские «Свободу» и «Национальный корпус», которые накануне проявили бойцовские качества в схватках с полицией. К Тимошенко обращались как к главе Штаба национальной защиты украинской земли. Она обещала не останавливаться на достигнутом.
Против распродажи и против Зеленского
С утра в среду, 18 декабря, работу Рады разблокировали. Оппозиция торжествовала: правящее большинство согласилось жестко следовать регламенту, а не турборежиму. Никакой ускоренной процедуры! Это означало, что «земельный» закон возвращается в профильный комитет для обсуждения четырех с половиной тысяч правок. То есть до Нового года результата можно не ждать — не успеют. С улицы такой вывод приветствовал немногочисленный митинг.
Напомню: 25 сентября правительство внесло в парламент законопроект № 2178 об обороте земель сельскохозяйственного назначения, предусматривающий отмену с 1 октября 2020 года моратория на отчуждение земель сельхозназначения всех форм собственности. Потом его заменил еще более резонансный документ, согласно которому иностранцы получали право на покупку земли уже с 2024 года. 13 декабря законопроект, меняющий редакцию соответствующей статьи Земельного кодекса, приняли в первом чтении. До второго чтения — цитирую президента Зеленского — в проект должны внести положение о проведении референдума, чтобы не только крестьяне, а все граждане страны решили, допускать зарубежных покупателей к процессу или нет.
Примечательно: аккомпанируя настроениям общества, ряд СМИ разместил фото Игоря Коломойского, держащего в руках лист бумаги с хештегом «Нет продаже земли иностранцам», и это не было фейком.
Олигарх все чаще публично демонстрирует свои расхождения с инициативами президента. В данном случае упор делался на патриотизм: мол, в 2014-м защитил от российской агрессии город Днепр, в 2019-м — украинскую землю-мать от посягательств. А чего добился ты?!
В начале декабря «Батьківщиной» устами Юлии Владимировны от имени ряда общественных организаций был оглашен манифест. Закон о продаже земли там назвали не политическим решением, а реальным преступлением, которое требует расследования и наказания всех, кто стоит за этой аферой.
В переводе с политического языка это означало: Тимошенко объявляет Зеленскому войну.
«Президент сказал, что решение примут на базе всенародного референдума. Он знает, что 73 процента граждан против продажи земли, и не выполняет свои обещания. Совершается заговор против украинского народа!» — заявила тогда Тимошенко с трибуны Рады. А в недавнем интервью изданию «Фокус» и вовсе назвала Зеленского марионеткой в руках крупных зарубежных корпораций, но каких именно — отказалась уточнить, хотя призвала СБУ проверить главу государства на измену. Анонимные финансовые воротилы Запада, скупщики родных черноземов, разорители селян и прочие потенциальные угрозы могли бы обеспечить «Батьківщини» достойный результат на предстоящих местных выборах. Правда, с теми же тезисами обратится к избирателям и «Оппозиционная платформа — За жизнь». В вопросе земли они с «Батьківщиной» Юлии Тимошенко — стопроцентные союзники.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Митинг с кровью
Во вторник, 17 декабря, под Радой, а также в десяти областных центрах страны состоялось митинги «против продажи земли иностранцам и олигархам».
То, что происходило на площади Конституции, черной от обилия спецназа и противостоявшей ему массе людей, где преобладали протестующие спортивной наружности — в пору Майдана таких именовали «титушками» — в одежде, не стеснявшей движения, нельзя и близко сравнить с митингом-перформансом близ Офиса президента накануне поездки Владимира Зеленского в Париж.
Хотя снова бросались в глаза совсем юные сторонники «Нацкорпуса» в брендированных куртках, не только болеющие за внешнюю политику страны, но и «подкованные» в аграрной тематике. Впрочем, на площади присутствовали и фермеры. В большинстве своем немолодые мужчины и женщины стояли в первом ряду у ограждения, отделявшего территорию протеста от пространства, куда пропускают лишь депутатов и аккредитованную прессу, держали плакаты.
Сцену смонтировали быстро. Еще быстрее вспыхнула первая драка с полицией близ соседствующей с Радой гостиницы «Киев», где традиционно живут бесквартирные депутаты. Протестующие выбивали брусчатку, в руках у некоторых парней оказались заточенные колья — с такими хоть на медведя ходить…
Спецназовцы ответили дубинками и слезоточивым газом, при схватке сторон пострадали, в частности, журналисты «Громадського», фиксировавшие события.
В зале парламента до побоища не дошло. Зато трибуну заблокировал депутат от «ОПЗЖ» Нестор Шуфрич (кстати, глава парламентского комитета по вопросам свободы слова), а президиум взяла под свой контроль Юлия Тимошенко. Спикер Дмитрий Разумков пытался найти компромисс, но в итоге досрочно закрыл заседание. И тут извне — даже сквозь закрытые окна — стал пробиваться шум настоящего столкновения сторон.
Участники акции подключили перфоратор и принялись сверлить асфальт на проезжей части улицы Грушевского — наготове держали брезентовые армейские палатки. На них клином двинулся спецназ, чтобы помешать появлению палаточного городка. Силовиков встретили градом камней. По сообщениям МВД, задержали 26 человек, около двух десятков полицейских получили ранения разной степени тяжести, количество травмированных со стороны участников митинга называют разное — скорые на Грушевского заезжали одна за другой.
Охрану здания Рады усилили в разы, перекрыв входы-выходы, — опасались штурма. Депутаты стояли у окон, рассуждая, кто выгодополучатель, а то и драматург спектакля «Жесткое противостояние». Фамилия министра внутренних дел звучала чаще остальных. Вспоминали призыв Штаба национальной защиты украинской земли к ветеранам, волонтерам, представителям патриотических сил: «Поддержите акцию!»
Телевизионная картинка и многочисленные стримы с места событий способны напугать не только обывателей, но и самого президента. Так это действительно АТОшники лупили силовиков, как настоящих врагов? Внутренний раздор нарастает? Вот уже звучат сравнения с Януковичем и предсказания: до настоящего Майдана недалеко. Впервые за полгода пребывания Зеленского у власти в Киеве пролилась кровь на акции протеста, заявленной как мирная.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68