КомментарийОбщество

Эпидемия цензуры

Телеканал ТНТ Premier приостановил показ антиутопии «Эпидемия» после серии с расстрелом населения силовиками

Этот материал вышел в номере № 142 от 18 декабря 2019
Читать

Как ни тужься, лучше Черномырдина не скажешь. «Никогда не было, и вот опять». Неувядаемый девиз нашей отдельно взятой жизни.

В показы на платных платформах до сих пор не вмешивались даже у нас. Но дело мастера боится. Пятая серия «Эпидемии» Павла Костомарова слетела с ТНТ Premier со свистом, в пять секунд. Не все даже успели заметить. Продолжения «Эпидемии» зрители ждали, как в детстве — вечернего мультика. И ровно в полночь по средам прикипали кто к теликам, кто к мониторам, и только отдельные умники мечтали, как в один прекрасный день сядут с пивком, да и заглотают всю антиутопию в один присест, как мы любим. Так что большинство успело увидеть роковую пятую коло… зачеркнуто серию, а вот те, кто не успел, тот опоздал.

Я-то как раз успела и только в субботу вечером узнала, что сериал, похоже, накрылся. Уже в ночь на субботу пятая серия (кровавые сцены зачистки мирного населения), оказывается, исчезла из сетки «Премьера». А заодно с ней и четвертая.

Эта, видимо, по ошибке или слишком уж перепугались, на всякий случай вместе с больным пальцем рубанули по колено.

Четвертую вскоре выложили вновь, народ уже радостно зашарил по клавишам — но дудки. Мало того, что кульминационная часть сериала (расстрелы, вооруженные бунты и пр.) провалилась бесследно (кто-то, правда, надыбал что-то у пиратов). Но и пресс-центр «Газпрома», которому принадлежит ресурс «Премьер», с ошеломительной скоростью оповестил СМИ, что, начиная с пятой серии, «Эпидемия» представляет из себя как бы вторую часть сериала (без затей, восемь пополам — четыре), и якобы за недостатком в наступающем 2020 году новой сериальной продукции на ресурсе эту вторую часть, с 5-й по 8-ю серию, «Премьер» покажет… в феврале (???). «А что не в мае?» — справедливо задается вопросом обозреватель «Эха Москвы» Арина Бородина, которая считает, что «Эпидемию» мы больше не увидим никогда. Мне же не хочется так думать.

И вообще, интересно — кто запретил и почему.

С одинаковой вероятностью можно допустить:

  1. гнев властей по поводу, прямо скажем, неприятных намеков. Расстрел мирных жителей, включая детей. Вооружение «партизан» — народные группы сопротивления. А также самое зловещее — явление страшных «военных санитаров» в «космических» костюмах — чем дальше, тем жутче и, главное, однозначней;
  2. что спохватился сам «Газпром» и решил не дразнить вышестоящих гусей. Во втором случае мы имеем дело с привычным страхом публичной порки и его следствием — самоцензурой. Это препятствие легко преодолимо, достаточно звонка по телефону, даже не обязательно с гербом. Скорее, впрочем, по первому варианту — озлилась, собственно, власть и включила старый добрый механизм государственной цензуры.

А мы-то за тридцать лет, черт возьми, отвыкли.

За это время выросло новое, непоротое поколение, к которому, кстати, относится и 44-летний Павел Костомаров, семиклассник 91-го года.

Власть, самая, как всегда, косная структура общества, вроде и догадывается, что любое искусство, а кино особенно, отражает общественное сознание. Понимать-то понимает, но, как и сто лет назад, считает, что отцензурировать это пресловутое сознание так же просто, как покоцать кино. Между тем разум наш хоть и медленно, но просыпается — и проснется, никуда не денется.

Актер Кирилл Кяро сыграл одну из главных ролей в сериале. Фото: «Кинопоиск»
Актер Кирилл Кяро сыграл одну из главных ролей в сериале. Фото: «Кинопоиск»

Да, «Эпидемия» (особенно злополучная пятая серия) изобилует тяжелыми и крайне депрессивными ассоциациями. Однако частный киноресурс, как ни крути, все-таки не федеральный канал. «Газпром» — структура мощная и самодостаточная. Если вдруг создан прецедент вмешательства государства, грубо говоря, не в свое дело — почему бы не создать прецедент неповиновения?

Хочу напомнить всем, кто успел посмотреть пятую серию «Эпидемии», слова героини Анны Михалковой. Один из деревенских алкашей спросил ее, зачем идти с винтовками и пистолетами на бэтээры? «Затем, чтоб они знали, что с нами так нельзя».

Увидим мы окончание фильма или нет, «они» уже знают, что с нами так нельзя…

Или все-таки можно? Этот простенький вопрос по поводу нынешнего (не самого, кто спорит, вопиющего) события в нашем королевстве — по-моему, так сказать, краеугольный. Эпидемиям подвержены люди. Когда вирус обрушивается на животных, это называется «эпизоотия». И то, и другое можно и нужно лечить. Разница в том, что люди ищут вакцину сами. А животные сами не могут.

Ну и главное по конкретной теме.

Меня мало волнуют всякие культурные альтернативы. Важен спектр. А платные киноресурсы, если не сдадут назад, смогут положить начало новой, конкурентоспособной сериальной индустрии, которой нет совсем. Пока в этом пространстве имеется по большому счету два выдающихся продукта: «Звоните Ди Каприо» и «Эпидемия». Но они есть, а значит — можем.

«Эпидемия» Павла Костомарова и Романа Кантора (сценарий) ни по одному параметру (кроме денег) не уступает западным проектам.

Актер Юрий Кузнецов на съемках сериала «Эпидемия»
Актер Юрий Кузнецов на съемках сериала «Эпидемия»

Это кино настолько цельно и качественно, все его сюжетные линии так продуманны и необходимы для сюжета, что любое вмешательство, любые сокращения, любой перемонтаж, любые замены и всякая вообще цензурно-редакторская возня окажется непоправимым произволом и произведение погубит, и об этом я считаю нужным и важным сказать. Костомаров, накачавший социальную мускулатуру на документальном кино, — из тех мастеров, которые владеют в профессии всем: не только режиссурой, но и камерой, сценарием, кастингом, монтажом; работавший в соавторстве с крупнейшим документалистом Александром Расторгуевым; снявший второй сезон «Чернобыля» и «Закона каменных джунглей», — возможно, лучший из нынешних «сериальщиков».

Сериал же сегодня в кино актуален, как никогда еще до сих пор. У нас есть возможность увидеть в Сети все без исключения шедевры США и Европы в этом жанре. Не знаю, как вам, а мне за державу обидно. Госканалы пока не могут предложить нам ничего. Кабельные делают порой, хотя и нечасто, достойные вещи. Но самая серьезная, самая главная площадка для сериала — интернет, т. е. платный ресурс. Зачем же рубить такое плодоносное и здоровое дерево на корню? Не говоря уж, что курицу, несущую золотые яйца, режут только идиоты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow