СюжетыОбщество

«Клиенты будут разочарованы»

Полицейский из Екатеринбурга вышел на след обнальщиков с десятками фирм-однодневок. Его задержала ФСБ

«Клиенты будут разочарованы»
Денис Шафиков. Фото: Иван Жилин / «Новая»
27 ноября 2019 года Седьмой кассационный суд в Челябинске выпустил из-под стражи 33-летнего Дениса Шафикова, бывшего следователя екатеринбургского отдела полиции № 2. Суд отменил решение апелляционной инстанции, приговорившей Шафикова к семи годам лишения свободы по делу о вымогательстве взятки.

По версии следствия, полицейский требовал 300 000 рублей с предпринимателя Олега Ионина, занимавшегося регистрацией фирм-однодневок: якобы за невозбуждение уголовного дела. Сам Шафиков утверждает, что не только не брал и не вымогал деньги, но и провел все необходимые мероприятия: обыски, выемки и допросы, чтобы дело возбудить.

Кассационный суд, освобождая Шафикова из-под стражи (экс-полицейский к декабрю уже пять месяцев просидел в тюрьме), отметил, что не усматривает в его действиях вымогательства. Но прекращать дело не стал: просто вернул на новое рассмотрение в апелляцию.

Корреспондент «Новой» встретился с Денисом Шафиковым через несколько дней после освобождения. По словам экс-полицейского, из-за ареста он не смог изучить найденные у Ионина документы на десятки компаний, которые могли быть зарегистрированы фиктивно. И это, считает Шафиков, было основной целью его задержания.

Обнальщики

Все началось в июле 2017 года. Денису, работающему следователем в Кировском районе Екатеринбурга, поступил материал из городского ОБЭП по компании ООО «ТК Снэк».

— Двое молодых людей, используя эту организацию, совершили мошеннические действия в отношении десяти компаний. Сумма ущерба — ​более 5 миллионов рублей. — ​Денис не работает в полиции уже два года, но говорит совершенно полицейским языком. — ​Фамилии этих людей — ​Евдокимов и Юдин. Они уже осуждены.

Мошенники заключали с компаниями договоры купли-продажи химической и полимерной продукции. Со стопроцентной предоплатой. Получали деньги и ликвидировали юрлицо. Деньги они затем легализовывали через куплю-продажу электроники, а затем обналичивали.

Доведя дело Евдокимова и Юдина до конца, Шафиков решил разобраться с компанией «ТК Снэк» подробнее: инструкция обязывала найти номинальных директоров и учредителей, а также тех, кто их «подыскивал».

— «Снэк» была классической фирмой-однодневкой. Номинальный директор Юлия Шаихинурова на допросе сказала, что ее попросил записать фирму на себя человек по имени Олег, — ​вспоминает Шафиков. — ​Я запросил в налоговой информацию о том, кто открывал счета «Снэка». И получил ответ, что их, по доверенности от Шаихинуровой, открывал гражданин Ионин Олег Владимирович. 15 ноября 2017 года я в первый раз позвонил ему и вызвал на допрос.

Семьдесят компаний

Олег Ионин на допрос идти не хотел. Согласился прийти только после того, как ему пригрозили приводом.

На допросе он заявил, что к фиктивной регистрации фирм отношения не имеет.

— Но когда я показал документы из налоговой и доверенности от Шаихинуровой — ​сразу поник. «Да, — ​говорит, — ​занимаюсь», — ​вспоминает Шафиков.

Ионин рассказал, что работает на дому. Но когда полицейские предложили поехать туда с обыском, попросил этого не делать, объяснив, что там у него лежат документы на другие фирмы.

— Он просил меня ограничиться только делом по «Снэку», — ​рассказывает Шафиков. — ​Говорил, что если другие документы окажутся у полиции, то его клиенты будут «разочарованы», и у него возникнут «проблемы». Он плакал. Но мы все равно поехали.

При обыске в квартире Ионина были изъяты документы и печати 70 компаний, а также штампы «Годен», «Здоров», «Директор», «Бухгалтер».

По возвращении в отдел «предприниматель» написал явку с повинной, которую Шафиков, регистрировать не стал.

— Любую явку с повинной, если она не завизирована подписью адвоката, можно легко отбить в суде. В те дни в Екатеринбурге проходила забастовка адвокатов по назначению. Они отказывались выезжать на оперативные мероприятия. Я спросил у Ионина, есть ли у него адвокат по соглашению? Когда он сказал «да», я предложил ему прийти в пятницу, 17 ноября, с адвокатом.

Предложение денег

17 ноября Шафиков ждал Ионина и его адвоката к 10 утра, но те задерживались. В 13.30 адвокат Александр Татаринов прислал следователю сообщение: «Будьте аккуратны. Ионин какой-то мутный». Когда Шафиков перезвонил, адвокат объяснил, что его клиент с самого утра несколько раз менял позицию по поводу того, пойдет или не пойдет на допрос, а в конце заявил, что пойдет «то ли в ФСБ, то ли в УСБ», а адвокат ему не нужен вовсе.

— Я это воспринял как совершенно обычную попытку противодействия. Но мне бояться было нечего, — ​говорит Денис. — ​Во второй половине дня я планировал поехать в Кировский районный суд, чтобы узаконить неотложный обыск в квартире Ионина. Собрал к 14 часам все необходимые документы и собирался выезжать. Но тут пришел он.

По словам Шафикова, по поведению Ионина было сразу понятно, что он записывает разговор. «Он делал какие-то паузы, отвечал очень несвободно. В итоге я попросил его прийти вечером, а сам уехал в суд».

Вечером Шафиков продолжил допрос «предпринимателя».

— Посреди допроса он совершенно не в тему спросил меня: «Когда мне принести деньги»? И еще добавил: «Ну, как мы с вами договаривались». Я спросил, зачем он это говорит? Он извинился. Потом, спустя время, еще раз спросил: «Ну а если мне все-таки не будет хватать денег?» Честно — ​я в ответ заругался.

Интересный факт: экспертиза сделанных Иониным записей показала, что он действительно сам заводил разговор с Шафиковым о деньгах.

А вот ответы Шафикова с аудиозаписей оказались просто вырезаны. Всего на сделанных Иониным записях было обнаружено более ста элементов монтажа. В итоге их признали недопустимыми доказательствами.

Совместная поездка

Продолжение допроса Ионина назначили на 21 ноября. Но Шафиков забыл, что в этот день у него были запланированы следственные действия в Новоуральске.

— Ионин приехал и застал меня уже готовым выезжать, — ​рассказывает следователь. — ​Мне стало очень неудобно перед ним: зря вызвал человека.

Шафиков попросил Ионина приехать к вечеру.

— Уже закрывая двери машины, я спросил, как у него дела — ​просто чтоб разрядить ситуацию. И получил в ответ неожиданное: «250 собрал, а 50 принесу вечером». И раньше-то было понятно, что он меня записывает, но тут уж… я в ответ еще раз поругался и уехал.

Денис Шафиков. Фото: Иван Жилин / «Новая»
Денис Шафиков. Фото: Иван Жилин / «Новая»

Вечером разговор Ионина с Шафиковым начался с претензий. Следователь спрашивал, зачем «предприниматель» заводит разговор про деньги — ​потому что за ним кто-то следит? Разговор по делу не клеился. Шафиков собрался ехать домой, а Ионин попросил подвезти его до ближайшей остановки. По пути, мол, хотел рассказать про другие фиктивные компании.

— В дороге он действительно рассказывал о том, как выйти на бенефициаров других компаний-однодневок. Мы проехали минут десять.

На светофоре в Базовом переулке, недалеко от магазина «Леруа Мерлен», в багажник ЗАЗ Chance Дениса Шафикова с силой въехала Skoda Octavia, из которой выбежали несколько человек.

Они достали полицейского из машины, натянули ему на голову шапку и уложили на землю, избивая ногами.

— Били так, — ​говорит Шафиков, — ​что меня даже сначала не приняли в ИВС: заставили ехать в травмпункт и снимать синяки.

Позже выяснилось — ​пассажиры «Октавии» были сотрудниками ФСБ.

«На рассрочку не согласен»

Шафикова обвинили в вымогательстве взятки у Ионина в размере 300 тысяч рублей. По версии следствия, ночью 16 ноября, после обыска в доме «предпринимателя», следователь показал ему iPhone, на экране которого была набрана цифра «300». А в автомобиле якобы получил эти деньги.

«Шафиков Д.Р., управляя автомобилем, протянул в направлении Ионина правую руку, продемонстрировав ею жест, сигнализирующий о необходимости передачи ему взятки, после чего Ионин передал в правую руку Шафикова полимерный пакет с упакованной в него взяткой в размере 300 000 рублей», — ​говорится в обвинительном заключении.

В документе также есть показания Ионина, согласно которым «Шафиков сообщил ему, что если он не принесет эту сумму, то под следствием могут оказаться его клиенты, а его самого закроют по статье 173.1 УК («Незаконное образование юридического лица»)». «На это он [Ионин] ответил, что постарается найти деньги самостоятельно, но ему нужно время либо уменьшить сумму. <…> Шафиков ответил, что на снижение суммы, <…> а также на какую-либо рассрочку не согласен».

После этого, как следует из обвинительного заключения, Ионин обратился в УФСБ по Свердловской области.

Куда исчезают пальчики?

В суде Дениса Шафикова защищал адвокат Николай Колчанов. Позицию обвинения он разбирает по пунктам.

— На записи разговора в автомобиле Шафиков и Ионин вообще не говорят о деньгах. Зато уже после того, как Дениса вытаскивают из машины, слышится фраза: «Брось, сука». О чем идет речь? Вероятно, о пакете, в котором лежали деньги, — ​говорит адвокат.

При этом на пакете, отмечает Колчанов, нет ни отпечатков пальцев, ни следов ДНК Дениса Шафикова. Хотя в обвинительном заключении прямо указано: деньги передавались в руки.

Прокурор в ходе заседания «легализовал» отсутствие следов ДНК Шафикова на пакете вопросом судмедэксперту Наталье Бандуренко: «Если предположить, что прикосновение имело место, что может служить причиной отсутствия следов?» На что эксперт ответила: «Очень краткое время прикосновения, повышенная влажность, особенности поверхности пакета, особенности организма человека и его текущее состояние здоровья: например, пониженная влажность тела или повышенная температура».

— Этот вопрос, хотя и был предположительным, судом снят не был. И суд почему-то счел ответ эксперта доказательством, объясняющим отсутствие отпечатков, — ​говорит адвокат. — ​Интересный, кстати, момент: после задержания Шафикова пакет остался в машине. Его через несколько недель обнаружила супруга Дениса. Когда следователь узнала, что мы его нашли, а на нем нет отпечатков, то чуть в обморок не упала.

Адвокат также отмечает, что Шафикова обвиняют в вымогательстве взятки за отказ от уголовного преследования Ионина.

— Причем, по версии следствия, взятку Шафиков потребовал еще 16 ноября. Но зачем тогда 17 ноября он проводил дополнительный допрос Ионина, а 20-го — ​узаконил через суд обыск, проведенный у того дома? То есть он не хотел возбуждать уголовное дело, но при этом делал все, чтобы его возбудить?

С уголовным делом против Олега Ионина в этой истории есть примечательная деталь: после задержания Дениса Шафикова ему как раз удалось избежать ответственности. За регистрацию фирм-однодневок «предприниматель» получил только судебный штраф 30 000 рублей.

— Что сейчас с документами на 70 компаний, которые я изъял при обыске, — ​неизвестно, — ​говорит Денис Шафиков. — ​Где эти штампы, печати, оттиски? Эти компании уже ликвидированы или все же работают? Если бы я вернулся на службу, ​я бы обязательно с этим разобрался.

Вернуться на службу Шафиков, как ни странно, хочет. Апелляция по его делу состоится 23 декабря.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow