КомментарийОбщество

Боец арктического фронта

Почему для защиты интересов России нужно построить семь ледоколов, а не один атомный авианосец

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2019
Читать
Боец арктического фронта
Ходовые испытания ледокола «Арктика». Фото: РИА Новости

Сегодня из Финского залива к причалу Балтийского завода на резервных дизелях (реактор уже два месяца как спит на минимальной мощности) возвратился головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика». Начались ходовые испытания, они продлятся до марта. Ровно два года назад на нем лишь сформировали надстройку — отставаний от графика пока нет, «Росатом» как заказчик всем доволен.

Таких ледоколов заложено три. Как бы быстро ни таяли полярные шапки, риск столкнуться со льдом на маршруте Северного морского пути от границы США до границы с Норвегией еще долгие десятилетия будет абсолютно реален. Страховые компании будут закладывать его в стоимость эксплуатации и обслуживания любых судов в этом регионе. Ледоколы проекта 22220 гарантируют безаварийную проводку караванов.

Более того, если в будущем льды от северных берегов России отступят дальше, эти супермашины сумеют прогрызть во льдах еще более короткий маршрут ближе к Северному полюсу, экономя время и топливо на миллиарды евро. И судовладельцы с инвесторами это оценят — экономия в деньгах составит до трети по сравнению с традиционными маршрутами из Азии в Европу и США, а по времени этот путь быстрее в два раза. Ледоколы типа «Арктика» будут ходить в Карском и Баренцевом морях, по Обской губе.

90°00.0000’N

Северный полюс. Дураки думают, что его можно покорить. Негодяи — что завоевать. А капитан ледокола говорит: «Мы пришли к тебе, полюс»

С пристальным вниманием будут наблюдать за работой ледокола российские военные. Если в будущем они уговорят все-таки Путина и правительство вынуть из наших карманов 350 млрд рублей на атомный авианосец «Шторм» по проекту Крыловского КБ, то именно реакторы РИТМ-2000 с ледокола «Арктика» они туда и вставят. Поскольку на эти деньги можно построить семь ледоколов, есть надежда, что именно их и будут строить.

«Арктика снова становится модной»

Российским компаниям предоставят дополнительные льготы на развитие Заполярья

Тому есть внятное объяснение. С отступлением арктических льдов от берега обострилась гонка между крупнейшими странами за господство в обещающей огромные прибыли Арктике. Сегодня на свою часть богатств претендуют уже и Китай с Индией. Если Индия во льдах — пока еще экзотика, то Китай там стоит двумя ногами и даже пытается грести.

Китайцы завалили деньгами Исландию и Гренландию, создавая там перевалочные базы и пункты материально-технического обеспечения.

Китайский посол говорит и читает на старонорвежском, может и Снорри Стурлусона цитировать — оцените подвиг дипломата!

И все это ради устойчивости будущей инфраструктуры через которую пойдут китайские караваны от Берингова пролива в Европу и Канаду с США. Пробные прошли минувшим летом.

Мотивы Китая ясны — львиная доля товаров, которые пойдут вдоль наших берегов с востока на запад будет принадлежать ему. В обратную сторону, с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, в Юго-Восточную Азию пойдут сухогрузы «Норильского никеля» и арктические газовозы ледового класса Леонида Михельсона. В его ускоренными темпами строящийся концерн «Морской арктический транспорт» уже вошли китайские COSCO и «Фонд Шелкового пути».

Арктические льды. Фото: Валерий Василевский
Арктические льды. Фото: Валерий Василевский

Однако путь может пролегать и с обратной стороны полюса, мимо Аляски и Канады (так называемый Северо-Западный проход). Ввиду таких перспектив началась драка между испытанными союзниками: Канада категорически отказала американцам в праве бесплатно вести суда мимо своего арктического побережья. А участок вдоль Аляски слишком короткий, чтобы позволить США диктовать условия.

Но американцы в этой гонке безнадежно проигрывают. И причина тому — трехвековой труд наших предков, осваивавших Север. Наши города живут за Северным полярным кругом и рядом с ним в режиме обычного жилья. Труд и жизни сотен тысяч людей положены на создание готовой уже к эксплуатации инфраструктуры Северного морского пути. Да, Россия безусловный лидер в этой гонке. И десятки тысяч зэков ГУЛАГа, погибших на стройке портов, дорог и городов, положили свои жизни в фундамент этого лидерства. Десятки тысяч ученых СССР создавали системы автоматических метеолабораторий и атомные ледоколы, полярные летчики поколение за поколением осваивали этот край. В общем, Русский Север Путину отнюдь не господь задарма передал.

ФГУП «Атомфлот» имеет сегодня четыре атомных ледокола, три на подходе, как видим. И будущие караваны, без всякого сомнения, пойдут не мимо Аляски и Канады, где пока нет ничего. Победит в борьбе за новый транзит, доходы от которого будут получать наши дети и внуки, тот, кто построит семь атомных ледоколов, а не один авианосец.

Валерий ШИРЯЕВ,«Новая»

Справка «Новой».

Ледокол проекта 22220 (разработчик — ЦКБ «Айсберг») имеет две осадки. На глубокой он проходит океанские льды до 2,9 м, на мелкой проводит корабли по замерзшим руслам рек. Благодаря этому заменяет сразу ледоколы двух проектов — 10520 и 10580. Водоизмещение 33,5 тыс. тонн, длина 173,3 м, ширина 34 м и высота 15,2 м. Каждый из трех винтов весит по 60 тонн. Имеет два атомных реактора по 175 мегаватт. Развивает до 22 узлов (40 км/час) по чистой воде. Автономность плавания по топливу — 7 лет, по провизии — 6 месяцев. Экипаж всего 53 человека — все основные процессы автоматизированы, как и положено на самом современном корабле, который мы пока в состоянии построить: крупнее и мощнее в мире нет и не предвидится.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow