КолонкаПолитика

Государство — это мы

Что делать, когда они пришли за nginx

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2019
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

Премию Рунета в номинации «Государство и общество» в 2019 году получила Генеральная прокуратура. Лауреат оказался в хорошей компании рядом с порталом Федеральной налоговой службы, официальным сайтом мэра Москвы mos.ru и сайтом по продвижению нацпроектов. Коллеги, отслеживающие развитие IT-отрасли в России, иронизируют, что все гармонично: какой Рунет, такие и премии. В «эпоху суверенного Рунета» главными участниками инновационного развития становятся силовики.

Государство долго считало IT-отрасль чужой для себя территорией, не знало, как к ней подступиться. Вообще предполагалось, что IT занимаются анемичные «ботаники», в то время как серьезные господа делят нефть, газ и цветные металлы. «Ботаникам» («нердам», если по-западному) десятилетиями не мешали копаться в своих компьютерах, и в итоге они сделали в России телеком-революцию и создали одни из самых успешных в мире интернет-компаний. По аналогии можно представить себе, какой была бы страна, если и в другие сферы жизни не входили бы «силовые предприниматели» разного рода.

Теперь у уважаемых людей наступило прозрение: «ботаников» можно грабить, причем счет пойдет на сотни миллионов долларов.

Вопиющим примером такого хозяйствования является атака на разработчиков Nginx, одной из самых успешных цифровых платформ, сделанных в России. Обычные пользователи интернета о существовании этого веб-сервера могут не знать, но вообще-то Сеть во многом «крутится» именно на нем. С другой стороны, под атакой уже много месяцев находится «Яндекс», которому госкомпании делают настойчивые предложения поделиться акциями. Профессиональная среда наполнена шутками: строили эджайл, получился отжал.

Григорий Баженов рассказывает о том, что такая ситуация означает для российской экономики, а я хочу посмотреть на вещи из другой перспективы. Формально в России существует целый ряд персонажей и структур, которые должны защищать бизнес от лица государства:

  • это бизнес-омбудсмен Борис Титов,
  • интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев,
  • а также обладательница новейшего титула омбудсмена по защите IT-компаний Наталья Попова.

Все эти прекрасные люди сейчас никак не комментируют ситуацию с Nginx: вероятно, еще не вполне поняли, какая по этому вопросу генеральная линия партии. Зато Nginx публично поддержали частные компании и ассоциации разработчиков ПО, в частности «Яндекс», Mail.ru, Qiwi.

И это вряд ли можно назвать случайным эпизодом. Все хорошее, что есть в России — от высокотехнологичных IT-компаний до благотворительности, — сделано не благодаря, но вопреки государству. Основные усилия тех, кто не хочет ждать от правительства милостей, направлены на то, чтобы просто не дать властям помешать нашей работе.

Огосударствление — самое страшное, что может с вами случиться, даже если вы были лояльными, и все поначалу прошло полюбовно.

Политические выводы из этих процессов таковы. Государство не выполняет своих функций: например, не защищает равенство граждан и компаний перед законами. Услуги государства по проведению судов и обысков торгуются на открытом рынке — нужно лишь знать правильных людей, которым их можно «заказать». Жить вовсе без государства при этом не получается. И тогда его функции берут на себя граждане.

Это граждане, а не государство добиваются справедливых приговоров в судах, хотя бы условных сроков, по нынешним временам — оправданий. Граждане, а не государство добиваются того, чтобы тяжелобольные получали необходимые им лекарства. Граждане защищают на улицах честные выборы. Граждане требуют оставить в покое честных бизнесменов или создают современные просветительские проекты. Однажды мы поймем, что мы и есть государство.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow