Колумнисты

Картель выходит на новые рынки

Как новая сделка ОПЕК+ связана с революцией в сфере электромобилей

Главная угроза нефтянке — электромобили. Reuters

Этот материал вышел в № 142 от 18 декабря 2019
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Максим АвербухДиректор Института прогнозирования конъюнктуры сырьевого рынка

11
 
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»

Событий на рынке нефти всегда немало, благо отрасль большая, влияние ее на мировую экономику и финансы велико. На первый взгляд, главным, что случилось на этом рынке за последнее время, было IPO крупнейшей нефтедобывающей компании мира — Saudi Aramco, в ходе которого от продажи 1,5% акций было выручено $26,5 млрд, капитализация же саудовского гиганта зафиксировалась на уровне $1,7 трлн.

При этом продавец очень четко дал понять, что его интересует не столько размер поступлений в бюджет от продажи акций, сколько «столбление» определенного уровня капитализации. Это наводит на мысль о том, что

на деле речь идет о формировании властями Саудовской Аравии крупнейшего в мире инструмента залога под будущие кредиты.

Мало кто об этом помнит, но после нефтяного бума 1973–1985 гг. Саудовская Аравия была одним из крупнейших заемщиков на мировом рынке капитала.

К этому событию была приурочена и очередная встреча ОПЕК+, на которой Саудовская Аравия заявила, что берет на себя односторонее обязательство сократить добычу дополнительно на 400 тысяч баррелей в день. Стороны также договорились установить выполнение договоренностей на уровне 100%.

Проблема в том, что участники ОПЕК+ и так «перевыполняли план», выдерживая реальное сокращение добычи почти в полтора раза больше, чем значилось в документах. Таким образом понижение добычи на полмиллиона баррелей при снижении выполнения соглашения со 145% до 100% может означать даже некоторое увеличение добычи.

Потому и рынок нефти отреагировал на столь благоприятную новость весьма вяло. Да и несмотря на утечки о том, что Саудовская Аравия (накануне IPO!) готова едва ли не объявить войну не выполняющей свои обязательства России, рынок прекрасно понимал, что какое-то сокращение добычи на встрече ОПЕК будет заявлено, и заранее учел это в цене нефти.

С другой стороны, все понимают, что за время действия новой сделки ОПЕК+ добыча в одних только США прибавит более 500 тысяч баррелей, полностью перекрывая достигнутое ОПЕК+ снижение. А ведь еще добавится порядка миллиона баррелей в день прироста добычи в Бразилии и Норвегии.

Возникает вопрос:

неужели ОПЕК не отдает себе отчета в том, что, сокращая собственную добычу нефти на фоне роста добычи и экспорта из США, организация по сути сдает свой рынок американцам?

Саудовская Аравия специально отдает часть нефтяного рынка США, а взамен Трамп борется со стремительной электрификацией транспорта. А что, очень может быть... Фото: Reuters

Отягчается это еще и тем, что без сделки ОПЕК+ ввиду очень большого избытка нефти на рынке цена вполне могла быть на уровне столь низком, что сделала бы бессмысленной сланцевую нефтедобычу в США, добычу на морском шельфе Норвегии и Бразилии, а также добычу нефти из битумозных песков в той же Канаде.

Скажем прямо: понимает прекрасно. Что же тогда стоит за сделкой ОПЕК+, раз речь явно идет не о том, что бы задушить конкурентов низкими ценами?

Я могу предложить два объяснения:

  1. ОПЕК пытается усадить США в одну лодку с собой. Если превратить эту страну в крупнейшего в мире нефтедобытчика и экспортера нефти и нефтепродуктов, США будут заинтересованы в достаточно высокой стоимости нефти. Это поставит их в зависимость от ОПЕК, которая эту стоимость может в любой момент обрушить (правда, в отличие от сырьевых экономик стран-участниц ОПЕК+, экономика США диверсифицирована, и другие отрасли скорее теряют от дорогой нефти).
  2. Возможно, существует договоренность между ОПЕК и администрацией Трампа, где ОПЕК жертвует в пользу США частью рынка, а Трамп пытается снять главную стратегическую угрозу для рынка нефти — электромобилизацию мирового автопарка. Для чего, как мы знаем, он действительно прилагает немалые усилия.

Заметьте, предложенные объяснения не исключают друг друга, а в некоторой степени даже взаимодополняют, так что очень может быть, что верны оба.

На снижение стоимости нефти повлияло и серьезное ухудшение перспектив сделки США с Китаем. Фактически на прошедшей неделе всем стало ясно, что сделки в ближайшее время не будет, а значит, развязанная Трампом торговая война с Китаем продолжит отрицательно влиять на обе крупнейшие мировые экономики, каждая из которых балансирует на грани нового кризиса.

В то же время на прошедшей неделе произошли и поистине революционные изменения в сфере электротранспорта. С одной стороны, крупнейший в мире производитель электромобилей, китайский автоконцерн BYD, заявил о том, что в первом квартале 2020 года запускает массовое производство батарей для электромобилей, стоимость которых на 30% ниже, чем у кого бы то ни было прежде.

В 2018 году средняя стоимость батареи составляла $180 за кВт*ч, после вычета заявленных китайцами 30% получаем $126 за кВт*ч. Напомню: до самого недавнего времени постулировалось, что

стоимость электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания станет равной, когда стоимость батареи электромобиля достигнет уровня в $125 за кВт*ч.

И вот, возможно, он уже достигнут — и проверить это мы сможем не когда-нибудь в отдаленном будущем, а прямо в первом полугодии следующего года. Кроме того, по итогам 2019 года стоимость батарей упала до $156 / кВт*ч, так что даже если BYD «ошибается» со своим заявлением, где-то в 2021 году производители батарей все равно выйдут на искомые $125/кВт*ч.

Правда теперь говорят, что этот уровень составляет уже $100/кВт*ч. Даже если так, то и до этой цифры осталось не так уж далеко. Прогресс в этой области очень велик и быстр: если в 2010 году средняя стоимость батареи составляла $1100/кВт*ч, то к концу 2019 года она упала на 86%.

С другой стороны, Австрия первой из стран «старой Европы» ввела углеродный налог на выбросы СО2 автомобилями, по ставке от 1% до 2% стоимости автомобиля — в зависимости от размера выброса, что ухудшает экономику пользования привычным нам автомобилем с ДВС. Вполне вероятно, что пример Австрии будет подхвачен и другими европейскими странами, в последние месяцы активно — на уровне национальных правительств — обсуждающими введение углеродного налога на импорт.

Канцлер Ангела Меркель на выставке электромобилей нового поколения. Фото: EPA

Американская «Дженерал Моторс» на прошедшей неделе, похоже развернулась лицом к электромобилям, выдав на-гора сразу три новости: во-первых, о строительстве совместного с LG завода по производству аккумуляторов для электромобилей, в который партнеры вкладывают $2,3 млрд; во-вторых, анонсировав создание собственной лаборатории по разработке электромобилей; и, в-третьих, объявив о том, что в 2021 году выйдет в свет первый электропикап от GM.

Южнокорейский Hyundai заявил о том, что в следующие пять лет инвестирует $52 млрд в новые технологии, в первую очередь в разработку и выпуск электромобилей. Китай официально повысил цель по доле электромобилей в новых автопродажах на 2025 год — с 20% до 25%.

Как видите, щемят нас сразу с двух сторон: увеличением конкуренции на мировом рынке нефти прямо и нарастающим темпом электромобилизации — стратегической угрозой нашей сырьевой экономике.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera