СюжетыСпорт

С брендом наперевес

Когда требуется срочно повышать градус патриотизма, без хоккея не обойтись

Этот материал вышел в номере № 140 от 13 декабря 2019
Читать
С брендом наперевес
РИА Новости
Лучше всего для идеологического обслуживания режима еще с давних советских времен пытались приспособить хоккей — как вид спорта выставочный, победоносный и всенародно любимый. Люди хоккея о своей высокой миссии, как правило, не думали — они играли, и играли замечательно. Когда идеология вместе со страной рухнула, она чуть не похоронила и хоккей — некому и нечего стало обслуживать, а народная любовь едва не сошла на нет. Сохраниться хоккею помог в том числе и декабрьский Московский международный турнир, который под разными названиями (после классического «Приза «Известий») выживал невероятно трудно и в 90-е, и в начале нулевых, пока его не взял под опеку Первый канал.

С хоккеем постепенно как-то все выровнялось, ожило и задышало, что не могло пройти мимо властей предержащих. Вернувшиеся победы помогли вспомнить о высокой миссии ледовой забавы, первое лицо государства взяло в руки клюшку — и понеслось. Некому было напомнить, что любое чрезмерное подгребание под себя и свои нужды чего бы то ни было, как и перебор с ожиданиями от хоккея под патриотическую барабанную дробь, чреваты. Главное свое поражение на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде-1980 в финале от американских студентов советский хоккей потерпел на фоне начавшейся афганской войны, а российский хоккей бесславно проиграл домашнюю Олимпиаду, когда полыхнуло, тоже не без нашей помощи, у соседей.

Желание снова сделать хоккей одним из крепежных элементов системы и привело к воссозданию бренда «Красная машина». Активное внедрение этого симулякра началось как раз во время проведения Кубка Первого канала в декабре 2015-го, красный цвет тотально забивал все на трибунах и в фойе новенького дворца, а сборная России, которую гнали к победе с брендом наперевес, впервые в истории декабрьских турниров заняла последнее место. И с тех пор, кстати, не выиграла ни одного чемпионата мира, что не может оправдать даже золотой олимпийский Пхенчхан-2018, цену которому мы знаем.

И вот все снова с диким пережимом — потому что надо отвечать на происки врагов, пытающихся приковать российский спорт к позорному столбу. А кому отвечать, как не хоккею? Тем более что бессменный президент Международной федерации хоккея Рене Фазель клятвенно пообещал, что у России хоккейной ничего, ну совсем ничего не отнимут. Другу Рене, которому на посту до переизбрания осталось совсем немного, пока можно верить.

У нынешнего Кубка Первого канала и сборной России особая миссия — защищаться, побеждая. На домашние этапы Евротура все участники собирают сильнейших, Россия так вовсе всегда была в первых рядах, а нынче сам бог велел выйти на лед с лучшими — из оставшихся. Потому что лучшие четверть века играют за океаном — нынешний сезон в новом столетии рекордный по российскому представительству в НХЛ, а новый рекорд не за горами.

Уникального форварда Кирилла Капризова, как и еще с пяток нынешних лидеров, украшающих Континентальную хоккейную лигу, в форме сборной дома мы, пожалуй, снова увидим не скоро.

С одной стороны, патриотизм, с другой — реалии нынешнего мира, и как ни старайся, любой вариант копии той прежней «машины» будет хуже оригинала. Я вообще думаю, что наш хоккей сможет начать возвращаться к своему естеству только тогда, когда ненавидимый не только мною бренд будет, наконец, сброшен с плеч. Любовь брендами можно только погубить.

Кстати, о любви. Я, конечно, иду на Кубок Первого не по обязанности и не для того, чтобы кормить свою ненависть к пафосу и показухе. Жизнь коротка, времена не выбирают, а любить игру и вообще спорт в самых разных его проявлениях (особенно, конечно, в проявлениях высоких и чистых) можно, даже если не любишь его администрацию. Это и не хорошо, и не плохо, для меня это данность, я в этом когнитивном диссонансе, можно сказать, всю жизнь живу. И не только я.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow